Центр розвитку дитини «Лазурний»
Центр розвитку дитини «Лазурний» / заклад дошкільної освіти для дітей від 1 до 6 (7) років

 

Дошкільний навчальний заклад (центр розвитку дитини) "Лазурний" Запорізької міської ради Запорізької області
(061) 701-20-07, (061) 270-56-15
infolazurniy.org.ua
м. Запоріжжя, Правий берег,
вул. Дніпровське шосе, 50.
Контактная информация
Как к нам добраться Карта
 

 

Карта сайта

 

Календарь событий
Тиждень
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
 
 
1
2
3
4
5
32
6
7
8
9
10
11
12
33
13
14
15
16
17
18
19
34
20
21
22
23
24
25
26
35
27
28
29
30
31
   
Сегодня 16.08.2018

 

 

Новости и события по почте

 

 

Агрессивность Вашего малыша

Консультация психолога

  1. Детская агрессивность.
  2. Причины агрессивности. Характерные особенности агрессивных детей
  3. Характерные особенности семей агрессивных детей.
  4. Взаимоотношения в семье, которые провоцируют детскую агрессию.
  5. Приёмы эффективного взаимодействия взрослого с агрессивным ребёнком.
  6. Способы коррекции агрессивного поведения детей. Пожелания  родителям.
  7. Игры на коррекцию агрессивности.

Агрессивный ребёнок.

Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия ребёнка, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты.

Такие дети используют любую возможность, чтобы толкать, бить, ломать, щипать. Их поведение часто носит провокационный характер. Чтобы вызвать ответное агрессивное поведение, они всегда готовы разозлить маму, воспитателя, сверстников. Они не успокоятся до тех пор, пока взрослые не "взорвутся", а дети не вступят в драку. Например, такой ребёнок будет сознательнее одеваться медленнее, отказываться мыть руки, убирать игрушки, пока не выведет маму из себя и не услышит её крик или не получит шлепок. После этого он готов заплакать и, только получив утешение и ласку от мамы, успокоится.

Не правда ли, очень странный способ получения внимания? Но это для данного ребёнка единственный механизм "выхода" психоэмоционального напряжения, скопившейся внутренней тревожности.

В нашей жизни, к сожалению, происходит много событий, которые сами по себе могут ожесточить, озлобить, довести до отчаяния и вызвать негативные переживания. Дети чётко улавливают настроения окружающих. Поэтому родителям не стоит при ребёнке допускать обсуждение неприятностей, смотреть передачи про катастрофы и фильмы про убийство, и безысходность, оценивать отрицательно поступки других, укорять и угрожать расправой обидчикам. Подобные проявления своего недовольства и обиды являются не лучшим примером для подражания и бумерангом могут вернуться в семью в "исполнении" ребёнка.

Взрослые не должны удивляться, почему их ребёнок слово в слово повторяет их ругательные выражения, находится в позиции постоянного сопротивления и неприятия окружающих его людей и событий.
Если вы стали замечать, что ваш ребёнок наэлектризован злостью, обзывается, дерётся, обижает и жестоко относится к животным, то первое, что вы должны сделать, это задать себе вопросы:

  1. Когда это началось?
  2. Как ребёнок проявляет агрессию?
  3. В какие моменты ребёнок проявляет агрессию?
  4. Что явилось причиной агрессивности?
  5. Что изменилось в поведении ребёнка с того времени?
  6. Что на самом деле хочет ребёнок?
  7. Чем вы реально можете ему помочь? 

Когда это началось?

Причины агрессивности почти всегда внешние: семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребёнка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.
Характерные особенности агрессивных детей.

  • Воспринимают окружающий мир, как угрожающий и враждебный.
  • Чувствительны к негативному к ним  отношению окружающих людей.
  • Заранее настроены на  негативное восприятие себя окружающими.
  • Не оценивают собственную агрессию как агрессивное  поведение.
  • Всегда обвиняют окружение в своём деструктивном поведении.
  • Не берут на себя ответственность за свои поступки.
  • Имеют ограниченный набор  ответной реакции на проблемную ситуацию.
  • В отношениях проявляют низкий уровень эмпатии (сопереживания).
  • После вспышки агрессии  отсутствует чувство вины или оно выражено слабо.
  • Не контролируют совсем (или очень слабо) своё эмоциональное поведение.
  • Не могут осознать и объяснить свои собственные эмоции, кроме ГНЕВА.
  • Боятся непредсказуемости в поведении родителей.
  • Имеют неврологические нарушения: неустойчивое внимание, слабую память, неустойчивое запоминание.
  • Не могут совсем прогнозировать последствия своих действий (эмоционально застревают на проблемной ситуации).
  • Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости.
        

Агрессивные дети часто имеют высокий уровень тревожности и  у них, как правило, самооценка занижена.

Характерные особенности семей агрессивных детей.

  • Между родителями и детьми нарушены эмоциональные контакты (особенно между родителями и сыновьями).
  • Родители часто демонстрируют модели собственного агрессивного поведения и поощряют в поведении своих детей агрессивные тенденции.
  • Матери агрессивных детей не требовательны к своим детям, а, часто, и равнодушны к  их социальной успешности. Дети не имеют чётких обязанностей дома.
  • У родителей  нет единых  требований в  воспитании ребёнка; отношение к его поведению – противоречиво, стиль – жёсткий.
  • Основные воспитательные воздействия на агрессивного ребёнка:
    Физические наказания
    Лишение привилегий
    Введение ограничений и отсутствие поощрений
    Частая изоляция ребёнка
    Сознательное лишение любви и заботы в случае вины ребёнка
     Причём, сами родители никогда не испытывают чувство вины в использовании  наказания  для ребёнка.
  • Родители агрессивных детей не пытаются выяснить причины деструктивного поведения своего малыша, оставаясь равнодушными к его эмоциональным переживаниям. 
    На формирование агрессивного поведения ребёнка огромное влияние оказывают условия семейного воспитания.
  • Большинство детей с асоциальным поведением  - это дети с семей с нестойким типом воспитания, с присущим данным семьям равнодушия к эмоциональному миру ребёнка, его интересам. В этих семьях противоречивые  требования, жестокие наказания, а иногда и полное отсутствие запретов и ограничений со стороны родителей.
  • Негативное поведение детей усиливается в следствии напряжённых отношений с воспитателями в группе, что в свою очередь вызывает словесную агрессию ребёнка, а так же физическую агрессию на сверстников.
    В этих случаях родителям просто необходимо пересмотреть детско-родительские отношения в семье и  выбрать пути конструктивного взаимодействия с ребёнком.    В этом, родителям помогут консультации специалистов и  детского психолога.

Факторы воспитания и стиля общения взрослых, которые провоцируют детей на ответное агрессивное поведение, возникновение эмоциональных нарушений и заниженную самооценку.

  • Противоречивость требований к ребёнку со стороны родителей, в результате чего в ребёнке формируются оппозиционноеотношение к внешнему окружению.
  • Собственные частые негативные эмоциональные состояния взрослых и отсутствие навыков самоконтроля и саморегуляции.
  • Использование наказаний как способа реагирования и разрядки взрослого от собственных негативных эмоций (злости, гнева, раздражения, досады,…)
  • Негативный стиль общения с ребёнком:
    – использование приказов, обвинений и угроз,
    – постоянное использование: « Ты - неудачник», «Как ты смеешь так со мной разговаривать?», «Ты всё не правильно делаешь» и т.п. 
    – словесные обидные оскорбления детей,
    – игнорирование чувств ребёнка, его интересов и желаний.
           Такой  стиль общения  вынуждает ребёнка на борьбу и мстительное поведение.

Приёмы эффективного конструктивного взаимодействия взрослого с агрессивным ребёнком.

  1. Говорите с ребёнком про свои чувства и переживания от своего внутреннего «Я»:
    – «Я очень расстроена и мне сейчас трудно с тобой говорить…»
    – «Я начинаю злиться, когда ты так себя ведёшь! Пожалуйста, перестань баловаться!»
  2. Активно «слушайте» внутренний мир ребёнка, мир его чувств, на которые он тоже имеет право!
  3. Не оценивайте личность ребёнка в целом, а только конкретный его проступок, или нежелательные его действия.
  4. Пытайтесь увидеть в словах или поступках ребёнка положительное настроение, благие намерения.
  5. Регулируйте своё эмоциональное состояние.

Способы коррекции агрессивного поведения ребёнка.

  1. Агрессивного ребёнка необходимо научить способам проявления собственного гнева и правильной регуляции этого состояния (конструктивное поведение, техники и способы управления гневом, контроль над  эмоциями).
  2. Можно рассказать или показать варианты правильного  выхода из различных проблемных или конфликтных ситуаций.
  3. Обязательно развивать чувство сопереживания (эмпатии) к окружающему миру.
  4. Можно просто запретить агрессию с последующим объяснением, пояснением ситуации.
  5. Необходимо повышать самооценку ребёнка, приводить её к более адекватной, снижать личностную тревожность.

Пожелания родителям агрессивного ребёнка.

В семье должны быть установлены чёткие и единые правила, разумные ограничения для ребёнка, а так же и обязанности.  Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка:  его первый опыт взаимодействия с окружающими людьми и миром в целом, его опыт усвоения социальных норм поведения.

Правила для родителей.

  1. Установите границы дозволенности.
  2. Рамки допустимого поведения ребёнка должны быть чёткими и  базироваться  на сердечной близости родителей.
  3. Установленные границы должны соответствовать возрасту и не должны вступать в противоречия с потребностями самого ребёнка.
  4. Устанавливайте границы, которые дают возможность ребёнку испытать радость маленьких побед.
  5. Все правила, требования, ограничения и запреты должны быть согласованны между обоими родителями и теми, кто принимает участие в воспитании ребёнка.
  6. Наказания должны быть адекватны проступку и быть следствием плохого поведения, а не вообще «воспитательным» моментом.
    Знания правил, установленных в доброжелательной форме со стороны родителей, делает жизнь ребёнка более сознательной, организованной , а так же создаёт чувство безопасности и внутреннего комфорта.    

Агрессивное поведение детей – это своего рода сигнал SOS, крик о помощи, потребность во внимании к своему внутреннему миру, в котором накопилось много разрушительных эмоций, с которыми ребёнку самому не справиться!!!
Обнаружив у своего ребёнка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры, представленные ниже.

Это можно сделать в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сёстры), а также с друзьями своего ребёнка. Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребёнок непременно почувствует вашу искренность и оценит это.

Игры на коррекцию агрессивности

«ВЫБИВАЕМ  ПЫЛЬ» (для детей с 4 лет)
Каждому участнику даётся «пыльная подушка». Он должен, усердно колотя руками, хорошенько её «почистить».

«ДЕТСКИЙ  ФУТБОЛ» (для детей с 4 лет)
Вместо мяча – подушка. Играющие разбиваются на две команды. Количество играющих от 2-х человек. Судья – обязательно взрослый. Играть можно руками и ногами, подушку можно пинать, кидать, отнимать. Главная цель – забить в ворота гол.Примечание: взрослый следит за соблюдением правил – нельзя пускать в ход руки, ноги, если нет подушки. Штрафники удаляются с поля.

ЧАС ТИШИНЫ  И   ЧАС “МОЖНО” (для детей с 4 лет)
Договоритесь с ребёнком, что иногда, когда вы устали и хотите отдохнуть, в доме будет час тишины. Ребёнок должен вести себя тихо, спокойно играть, рисовать, конструировать. Но иногда у вас будет час «можно», когда ребёнку разрешается делать почти всё: прыгать, кричать, брать мамины наряды и папины инструменты, обнимать родителей и висеть на них и т.д.Примечание: «часы» можно чередовать, а можно устраивать их в разные дни, главное, чтобы они стали привычными в семье

«ПАДАЮЩАЯ   БАШНЯ» (для детей с 5 лет)
Из подушек строится высокая башня. Задача каждого участника – штурмом взять её (запрыгнуть), издавая победные крики типа: «А-а-а», «Ура!» и т.д. Побеждает тот, кто запрыгивает на башню, не разрушив её стены. Примечание: rаждый участник может сам себе построить башню такой высоты, которую, по его мнению, он способен покорить. После каждого штурма «болельщики» издают громкие крики одобрения и восхищения: «Молодец!», «Здорово!», «Победа!» и т.д.

"ШТУРМ   КРЕПОСТИ" (для детей с 5 лет)
Из попавшихся "под руку" небьющихся предметов строится крепость (тапки, стулья, кубики, одежда, книги и т.д. – всё собирается в одну большую кучу). У играющих есть "пушечное ядро" (мяч). По очереди каждый со всей силой кидает мяч во вражескую крепость. Игра продолжается, пока вся куча – "крепость" - не разлетится на куски. С каждым удачным попаданием штурмующие издают громкие победные кличи

"РУГАЕМСЯ  ОВОЩАМИ" (для детей с 5 лет)
Предложите детям поругаться, но не плохими словами, а … овощами: "Ты – огурец", "А ты – редиска", "Ты – морковка", "А та – тыква" и т.д. Примечание: Прежде, чем поругать ребёнка плохим словом, вспомните это упражнение.

"ПО  КОЧКАМ" (для детей с 5 лет)
Подушки раскладываются на полу на расстоянии, которое можно преодолеть в прыжке с некоторым усилием. Играющие – "лягушки", живущие на болоте. Вместе на одной "кочке" капризным "лягушкам" тесно. Они запрыгивают на подушки соседей и квакают: "Ква-ква, подвинься!" Если двум "лягушкам" тесно на одной подушке, то одна из них прыгает дальше или сталкивает в "болото" соседку, и та ищет себе новую "кочку".
Примечание: взрослый тоже прыгает по "кочкам". Если между "лягушками" дело доходит до серьёзного конфликта, он подскакивает и помогает найти выход.

"ЖУЖА" (для детей с 6 лет)
"Жужа" сидит на стуле с полотенцем в руках. Все остальные бегают вокруг неё, строят рожицы, дразнят, дотрагиваются до неё, щекочут. "Жужа" терпит, но когда ей всё это надоедает, она вскакивает  и начинает гоняться за "обидчиками" вокруг стула, стараясь достать  их полотенцем по спинам. Примечание: взрослый следит за формой выражения "дразнилок". Они не должны быть обидными и болезненными

Психолог  центра «Лазурный»: Николаева Ирина Анатольевна

 

 

Дата останнього оновлення: 18.11.2014, 13:09

© 2018 Центр розвитку дитини «Лазурний». All rights reserved.
http://www.lazurniy.org.ua/roditelskii-klub/agressivnost-vashego-malisha.html

Дата останнього оновлення 18.листопада.2014, 13:09

Designed and maintained by Brick technology Ltd.
BRICK | Instant Websites