Центр розвитку дитини «Лазурний»
Центр розвитку дитини «Лазурний» / заклад дошкільної освіти для дітей від 1 до 6 (7) років

 

Дошкільний навчальний заклад (центр розвитку дитини) "Лазурний" Запорізької міської ради Запорізької області
(061) 701-20-07, (061) 270-56-15
infolazurniy.org.ua
м. Запоріжжя, Правий берег,
вул. Дніпровське шосе, 50.
Контактная информация
Как к нам добраться Карта
 

 

Карта сайта

 

Календарь событий
Тиждень
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
44
 
 
 
1
2
3
4
45
5
6
7
8
9
10
11
46
12
13
14
15
16
17
18
47
19
20
21
22
23
24
25
48
26
27
28
29
30
   
Сегодня 19.11.2018

 

 

Новости и события по почте

 

 

Гиперактивный ребёнок

Гиперактивный   ребёнок

Вопросы для обсуждения

  1. Что такое  гиперактивность?
  2. Портрет  гиперактивного ребенка.
  3. Что нужно знать о гиперактивных детях. 
  4. Практические советы родителям.

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Детская гиперактивность – гипердинамический синдром (синдром гиперактивности с дефицитом внимания). Основные признаки - невнимательность, отвлекаемость внимания, импульсивность и двигательная расторможенность при нормальном уровне интеллекта.

Гиперактивность – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Важное место в преодолении синдрома гиперактивности и дефицита внимания принадлежит медикаментозной терапии, поэтому дети должны находиться под наблюдением врача.

Причины синдрома гиперактивности:

  • генетические (наследственная предрасположенность); биологические (патологии беременности и родов, родовые травмы, черепно-мозговые травмы, инфекции головного мозга, инфекции и интоксикации в первые годы жизни);
  • социально–психологические (микроклимат в семье, алкоголизм и наркозависимость родителей, условия проживания, неправильная линия воспитания)

Гиперактивным детям свойственны:

  • Двигательная расторможенность – повышенная активность, беспорядочные, слабоконтролируемые, суетливые движения. Процесс возбуждения нервной системы преобладает над торможением.
  • Импульсивность – склонность действовать без достаточного сознательного контроля, под влиянием внешних обстоятельств, в силу бурных эмоциональных переживаний.
  • Негативизм – форма общения, в которой ребёнок делает попытки отстоять права своей личности путём противодействия требованиям окружающих. Может проявляться: в упрямстве, грубости, агрессии, замкнутости.

Портрет гиперактивного ребёнка

  1. Ерзает, не может усидеть на месте.
  2. Проявляет беспокойство (барабанит пальцами, постоянно двигается, даже сидя).
  3. Мало спит, даже в младенчестве.
  4. Находится в постоянном движении.
  5. Очень говорлив.
  6. Не может долго сосредотачиваться на интересном занятии.
  7. Слышит обращение в свой адрес, но не реагирует.
  8. С энтузиазмом берется за задание, но не может доделать его до конца.
  9. Избегает задач, требующих умственных усилий.
  10. Теряет вещи, часто бывает забывчив.
  11. Склонен к частым сменам настроения.
  12. Не подчиняется правилам (поведения, игры).
  13. Не способен дождаться своей очереди.
  14. Часто вмешивается, прерывает.
  15. Может проявлять агрессию, негативизм.
  16. Не может отложить вознаграждение.
  17. Отвечает до того, как услышит полный вопрос.
  18. Имеет разный уровень выполнения заданий (на одних занятиях спокоен, на других - нет).
  19. Повышенный травматизм.
  20. Непредсказуемость в поведении.
  21. Наличие моторных стереотипов (моргает, подкашливает, трет нос, глаза, дергает себя за волосы, упорно грызет ногти и пр.).
  22. Ночной или дневной энурез.

Если диагноз поставлен не своевременно:

  1. Обратиться к невропатологу (рекомендации врача: сбалансированное питание с ограничением углеводов, витаминный комплекс, медикаментозное лечение).
  2. Обратиться к психологу (рекомендации: коррекция в социальной среде, сглаживание напряжения ребенка, следование за интересами ребенка).
  3. Обратиться к воспитателю (эффективное сотрудничество с детским учреждением)

Выполнение рекомендаций по:

  • Сглаживанию напряжения. Рекомендованы занятия с песком, глиной, пластилином, водой, тестом, крупой; рисование пальчиками, ладошками, цветными карандашами; активный отдых на свежем воздухе.
  • Следованию за интересами. Подкрепление интереса ребенка совместными с ним действиями, наблюдениями или игрой с этим предметом, пытаясь продлить и удержать неустойчивое внимание ребенка.

Основные ошибки взрослых

  1. Недостаток эмоционального внимания взрослых, подменяемое лишь бытовым и медицинским уходом (должно быть эмоционально-положительное личностное общение с ребенком).
  2. Недостаток твердости и последовательности в воспитании.
  3. Неумение развивать в ребенке навыков управления и выхода своего гнева.
  4. Большое количество ограничений и запретов.
  5. Не строгое соблюдение распорядка дня.
  6. Чрезмерная физическая, эмоциональная и интеллектуальная нагрузки.

Требования к игровой деятельности гиперактивного ребёнка

При подборе игр необходимо учитывать то, что у ребёнка нет умения длительное время подчиняться правилам, у него быстрая утомляемость, неумение выслушать до конца вашу инструкцию и чётко её выполнить. В игре сложно ему так же дождаться своей очереди и считаться с интересами других играющих.

Включение такого ребёнка в общую или коллективную деятельность, игру должно быть поэтапное: дать сначала ему индивидуальное задание, а потом его работу или постройку приобщить к общей, дать поиграть самостоятельно, а потом подключить к игре в подгруппе и только потом уже в общую игровую деятельность.

РЕКОМЕНДАЦИИ

  • Игра совместно со взрослым в спокойные игры с правилами.
  • Налаживание положительного эмоционального контакта в общении с окружающими.
  • Установление разумных запретов и ограничений в спокойном и уверенном тоне. Запреты должны быть чёткие, короткие и конкретные (для раннего возраста из 2-3 слов, для старших – не более 10 слов). Избегать слов «нет» и «нельзя» и переключить внимание.
  • Использование релаксационных мероприятий, игр на телесный контакт (душ, спокойная обстановка, музыка, приглушенный свет, ароматерапия и пр. Игры: «куча-мала», «барахтание»). Идет лучшее осознание возможностей своего тела и двигательный контроль. Все это необходимо, т.к. у ребенка может наблюдаться агрессивность, вспышки гнева из-за недовольства окружающих и множества запретов.
  • Поощрения должны предоставляться сразу, т.к. в силу импульсивности и нетерпеливости ребенка он не может ждать и ежесекундно будет напоминать, вызывая раздражение взрослых. Поощрения и похвала такому ребенку должны быть чаще, чем обычным детям.

Родителям гиперактивного ребёнка необходимо помнить:

  1. Гиперактивному ребенку свойственно «плохое» поведение, поэтому взрослые, находящиеся в контакте с таким малышом, быстро устают раздражаются, нередко переходят на крик, наказывают детей.
  2. Отнеситесь к проблемам Ваших деток с пониманием! Ваш малыш не ставит перед собой задачи расстроить или обидеть родных. Причиной такого поведения ребенка не является его желание «плохо» себя вести. Чаще всего такие малыши очень хотят быть «послушными», «не обижать маму и папу», но в силу своей особенности им это, к сожалению, не удается. Если воздействовать на ребенка строгими наказаниями, ситуация только усугубиться, т.к. нервная система не справится с подобной нагрузкой и может последовать нервный срыв.
  3. Самое страшное наказание для гиперактивного ребенка – это постановка в угол. Такая мера отрицательно сказывается на психическом состоянии, могут развиться страхи, комплексы, снизиться самооценка. Ребенок ограничен физически и пространственно, а двигательная активность – это разрядка, необходимая для снятия излишнего возбуждения в коре головного мозга.
  4. Если коррекционная работа не была проведена своевременно и последовательно, гиперактивные дети столкнутся с серьезными трудностями в школе (низкая успеваемость, неудовлетворительное поведение, проблемы в общении со сверстниками, учителями). В семье дети страдают от постоянных сравнений с братьями и сестрами, с одноклассниками, поведение и учеба которых ставиться им в пример.  В результате, большинство детей имеют заниженную самооценку, которая впоследствии может привести к деструктивному поведению, агрессивности, лживости, склонности к воровству и другим формам асоциального поведения.

Практические советы

  1. Обратитесь за помомщью к психологу, невропатологу.
  2. Не ругайте ребенка при посторонних.
  3. Не сравнивайте ребенка с другими детьми.
  4. Избегайте негативной оценки личности, оценивайте только сам поступок.
  5. Не применяйте физические наказания, не кричите. Спокойно беседуйте и объясняйте с позиции “на равных”.
  6. Избегайте повторения слов “нет” и “нельзя”, лучше переключите внимание ребенка.
  7. Учите ребенка всегда заканчивать начатое дело.
  8. Избегайте просмотра телепередач и мультфильмов со сценами жестокости и насилия.
  9. Чаще хвалите ребенка - это придаст ему уверенности в собственных силах.
  10. Давайте ребенку одно поручение, подождите пока он его выполнит.
  11. Поощряйте ребенка за игры, требующие концентрации внимания (кубики, конструктор, раскрашивание, чтение).
  12. Придерживайтесь четкого распорядка дня (обязательный дневной сон, ранний отход ко сну на ночь).
  13. Избегайте большого скопления людей, беспокойных, шумных приятелей, во время игр ограничивайте ребенка одним партнёром.
  14. Избегайте бурных эмоций, как негативных так и позитивных.
  15. Оберегайте ребенка от утомления - это приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;
  16. Применяйте расслабляющий массаж.
  17. Давайте возможность расходовать избыточную активность (умеренная физическая активность, длительные прогулки на свежем воздухе).
  18. Умейте признавать свои ошибки и просить прощения у своих детей!
  19. Всегда давайте понять ребенку, что Вы любите и принимаете ребенка таким, каков он есть!
  20. Когда становится совсем тяжело, помните, что к подростковому возрасту, а иногда и раньше,  гиперактивность проходит!

ПОЖЕЛАНИЯ

  • Гиперактивный ребенок – особенный! Он очень чувствительный, остро реагирует на замечания, запреты, нотации.
  • Иногда ему кажется, что родители, совсем его не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причем, в любви безусловной, когда ребенка любят не за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но просто за то, что он есть!

Когда таким детям уделяют внимание, прислушиваются к ним, то и они начинают чувствовать, что их воспринимают всерьез, они даже способны сами справиться со своей гиперактивностью.    

Удачи Вам в воспитании Вашего малыша, мудрости и терпения!

 

 

Дата останнього оновлення: 18.11.2014, 13:09

© 2018 Центр розвитку дитини «Лазурний». All rights reserved.
http://www.lazurniy.org.ua/roditelskii-klub/giperaktivnii-rebnok.html

Дата останнього оновлення 18.листопада.2014, 13:09

Designed and maintained by Brick technology Ltd.
BRICK | Instant Websites