Центр розвитку дитини «Лазурний»
Центр розвитку дитини «Лазурний» / заклад дошкільної освіти для дітей від 1 до 6 (7) років

 

Дошкільний навчальний заклад (центр розвитку дитини) "Лазурний" Запорізької міської ради Запорізької області
(061) 701-20-07, (061) 270-56-15
infolazurniy.org.ua
м. Запоріжжя, Правий берег,
вул. Дніпровське шосе, 50.
Контактная информация
Как к нам добраться Карта
 

 

Карта сайта

 

Календарь событий
Тиждень
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
48
 
 
 
 
1
2
3
49
4
5
6
7
8
9
10
50
11
12
13
14
15
16
17
51
18
19
20
21
22
23
24
52
25
26
27
28
29
30
31
Сегодня 11.12.2017

 

 

Новости и события по почте

 

 

Психологическая готовность к школе

Родительский клуб
«Психологическая готовность к школе»

Вопросы для обсуждения:
1. Что такое психологическая готовность к школе.
2. Критерии психологической готовности.
3. «Портрет» первоклассника, не готового к школе.
4. Кризис 6-7 лет и как с ним справиться. Рекомендации.
5.  Неврозы родителей, неврозы детей…
6. «Школьная тревожность».
7. Наши советы.
8. Пожелания родителям.


Психологическая готовность к школе состоит из таких понятий:
1. Личностная зрелость;
2. Социальная зрелость;
3. Моральная зрелость;
4. Физическая зрелость;
5. Волевая зрелость;
6. Мотивационная зрелость;
7. Интеллектуальная готовность.

Основным содержанием понятия «психологическая готовность к школе», является «готовность к учебной деятельности» (учению).

1. Личностная зрелость – четко осознает свою новую роль - роль школьника; ориентируется в семейно – родственных отношениях; осознает свою половую принадлежность; владеет навыками самообслуживания; умеет подчинить себя общим правилам в ущерб своим желаниям.
2. Моральная зрелость – положительно относится к моральным нормам; знает нормы поведения и выполняет их; осмысленно относится к выполнению норм и правил поведения и общения со взрослыми и сверстниками.
3. Социальная зрелость -  есть потребность в общении с другими детьми; умеет поступиться своими интересами интересам и условиям детской группы; способен к выполнению социальной роли школьника.
4. Физическая зрелость – антропометрические показатели развития организма (рост, вес, количество постоянных зубов). Физическую зрелость можно соотнести с началом замены молочных зубов на постоянные.
5. Волевая зрелость –  сосредотачивает внимание на задании; сознательно достигает своей цели; самоконтроль; умеет правильно реагировать на оценку взрослых; сформированы произвольные психические процессы (восприятие, память, внимание);
6. Мотивационная зрелость – желает занять новое социальное положение;  интересуется не только внешними атрибутами школьной жизни (портфель,  тетрадки, оценки, школьная форма), а именно обучением, как серьезной содержательной деятельностью, приводящей к определенным результатам, важным для самого ребенка и взрослых.                                   7. Интеллектуальная готовность – высокий, средний и достаточный уровень развития познавательной деятельности (внимание, восприятие, память, мышление, речь); умение обобщать, сравнивать, классифицировать, выделять существенные признаки, делать выводы; владение учебными навыками (звуковой анализ слова, чтение, подготовленность руки к письму, сложение и вычитание).

Портрет «первоклассника» не готового к школе
1. Чрезмерная игривость;
2. Недостаточная самостоятельность;
3. Импульсивность, гиперактивность, бесконтрольность поведения;
4. Неумение общаться со сверстниками;
5. Трудность контактов с незнакомыми взрослыми (нежелание контактировать) или, наоборот, нарушение дистанции «взрослый – ребенок»;
6. Неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
7. Низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство и различие;
8. Плохо развито координирование движений рук (неумение выполнять графические задания, манипулировать мелкими предметами);
9. Недостаточное развитие произвольной памяти (сознательное запоминание);
10. Задержка речевого развития (неправильное произношение, бедный словарный запас, неумение выразить свои мысли).

 

Кризис 6 -7 лет. Что это такое?
 
Симптомы любого кризиса:
 Негативизм;
 Упрямство;
 Своеволие;
 Строптивость;
 Протест-бунт;
 Обесценивание;
 Деспотизм;
 Ревность

В кризис 7-ми лет  добавляются:
 Нарочитость;
 Нелепость;
 Искусственность;
 Паясничанье;
 Вертлявость;
 Клоунада.

 

И всё же, что такое « Кризис»?

Это нормальное психическое развитие, предполагающее закономерное чередование стабильных и критических периодов в жизни ребёнка.
За короткий период кризиса (от нескольких месяцев до года) ребенок меняется весь! Развитие носит бурный, «революционный», стремительный характер (угасает интерес к любимым игрушкам и занятиям, нарушаются отношения с окружающими, ребенок отказывается выполнять нормы и правила поведения, усвоенные ранее).
Главное, не негативные проявления кризиса, а изменения в детском самосознании – формирование внутренней социальной позиции.
Начало кризиса 7-ми лет также свидетельствует о социальной готовности к обучению в школе!

           

Рассмотрим подробнее составляющие «Кризиса  6 - 7-го года жизни»

 Негативизм – отрицательное отношение к требованиям взрослого независимо от их содержания;
 Упрямство – потребность в самоутверждении, ребенок поступает так только потому, что «он так сказал»;
 Строптивость -  в отличие от негативизма, направлена не против взрослого, а против норм поведения;
 Своеволие – стремление к самостоятельности, желание все делать самому;
 Протест-бунт – все поведение приобретает форму протеста;
 Обесценивание – может проявляться по отношению к взрослым (говорит им плохие слова, грубит) и к любимым прежде вещам (рвет книжки, ломает игрушки), в лексиконе появляются «плохие» слова, которые ребенок с удовольствием произносит, несмотря на запреты взрослых;
 Деспотизм – ребенок стремится проявить власть над окружающими, подчинить своим желаниям весь уклад семейной жизни;
 Ревность -  когда в семье несколько детей, стремится занять главное, центральное место в семье.

 Нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость, клоунада – ребенок ходит вертлявой походкой, говорит писклявым голосом, корчит рожицы, строит из себя шута – в период кризиса поведение детей имеет нарочитый шутовской характер и вызывает не улыбку, а осуждение, т. к. семилетки уже утратили «детскую непосредственность»

 


Как справиться с кризисом 6 - 7 лет
 (рекомендации для родителей)


1. Кризисы – это временные явления, их нужно пережить, как любые детские
    болезни.
2. Причина острого протекания кризиса – несоответствие родительского отношения
    и требований желаниям и возможностям ребенка, подумайте, все ли запреты
    обоснованы, нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
3. Измените свое отношение к ребенку, он уже не маленький, внимательно
    отнеситесь к его мнениями суждениям, постарайтесь его понять.
4. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не
    заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком
   возможные последствия его действий.
5. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны
    и бесконечных скандалов, вам нужно отдохнуть друг от друга, соскучиться
   (отправьте на несколько дней к родственникам, бабушке), а к его возвращению,
    примите твердое решение не кричать, не выходить из себя во что бы то ни стало!
6. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

 

 

Неврозы родителей, неврозы детей….

       НЕВРОЗ или невротическое расстройство – функциональное расстройство психической деятельности, возникающее как реакция на значимые психотравмирующие события.
Причины детских неврозов:
• Биологические - осложненная беременность и роды, некоторые заболевания в период активного развития НС, травмы головы, наследственность;
• Социальные – конфликты в семье; отсутствие последовательности и единства взглядов по вопросам воспитания у членов семьи; рассогласованность воспитательных позиций родителей и воспитателей; недостаток любви и тепла в семейных отношениях; чрезмерные требования, не соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям ребенка; безнадзорность, заброшенность, алкоголизм родителей; сильные стрессы (развод родителей, переезд в другой город, утрата близкого человека); неуравновешенность, нервозность самих родителей, и прежде всего, мамы. С полной уверенностью можно сказать, что у нервных родителей растут нервные дети.

 

«Портрет» ребенка, склонного к тревожности и неврозу

1. Легко расстраивается, много переживает, принимает все близко к сердцу.
2. Чуть что – слезы, плачет навзрыд или ноет, ворчит, долго не может успокоиться.
3. Капризничает, ни с того ни с сего раздражается по пустякам, не может ждать, терпеть.
4. Очень часто обижается, «дуется», не переносит никаких замечаний.
5. Крайне неустойчив в настроении, смеется и плачет одновременно.
6. Все больше грустит и печалится без причины.
7. Снова просит соску, сосет палец, вертит все в руках, раскачивается, крутит волосы.
8. Долго не засыпает без света, просит присутствия близких, беспокойно спит, «разбит» утром.
9. Становится повышенно возбудимым или заторможенным.
10. Появляются страхи, опасения неизвестности.
11. Нарастает неуверенность в себе, нерешительность.
12. Быстро устает, отвлекается.
13. Трудно найти с ним общий язык, договорится, может «уйти в себя».
14. Появляются головные боли вечерами, боли в животе – утром. Часто бледнеет, краснеет, потеет, появляется зуд без причины, аллергия.
15. Снижается аппетит, часто болеет, повышается температура, из-за чего пропускает детский сад.


Что такое  «Школьная тревожность»

«Школьная тревожность» - комплекс негативных переживаний ребенка (страх, тревога, нервозность и т. д.) по поводу ситуаций, связанных со школой и учителем. Высокий уровень «школьной тревожности» приводит к потере интереса к учению, снижению успеваемости, трудностям в общении с одноклассниками и учителем, неприятию учебных задач и целей школьного обучения.

Тревога во многом обусловлена тем, что:

  Плохое представление детей, о том, что их ожидает, чем они будут заниматься в школе;
 Негативный опыт старших детей;
 Ошибки взрослых (обсуждение трудностей, высказывание сомнений по поводу школьных успехов в присутствии ребенка);
 Нервозность и тревожность родителей, связанная с зачислением ребенка в первый класс.

 

 

Рекомендации родителям

• Постарайтесь быть внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла, ласки, чаще говорите, что вы его любите, скучаете без него.
• Помните, у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить с вами то, что его тревожит и огорчает. Каждый день беседуйте, обсуждайте события его дня. Помогите понять причины поступков людей, сложных конфликтных ситуаций, объясните, как нужно поступать в том или ином случае.
• Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Когда малыш уже в постели, присядьте рядом, поцелуйте, возьмите его ладошки в свои и спокойно поговорите о чем-то приятном. Пусть ребенок засыпает с приятными мыслями и переживаниями.
• Никогда не высказывайте в присутствии ребенка своих опасений относительно будущего обучения в школе, не пугайте школой. Вашу тревогу обязательно почувствует ребенок и послужит причиной формирования «школьной тревожности» - устойчивого состояния тревоги и страха в отношении всего, что связано со школой и учением.
• Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. Когда вы отвыкнете кричать, заметите, что ребенок начинает вас «слышать», легче понимает и выполняет ваши требования.
• Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не   слишком ли много вы хотите от него? Полезно вспомнить свое детство и пропустить требования к своему ребенку через собственные детские переживания. Только будьте объективны. Взрослым свойственно идеализировать свое прошлое!
• Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим дня. Нужно запомнить и выполнять три важных правила.

 

Три важных правила:

1.У ребенка должен быть полноценный сон. Несмотря ни на что, в 21.00 его нужно укладывать спать. Длительность ночного сна должна составлять 9-10 часов. Для детей с неустойчивой нервной системой полезен дневной сон 1-1,5 часа. Шумные игры, эмоциональные развлечения перед сном следует исключить.
2. Ребенку необходимы длительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения. Хорошо, если вы найдете возможность гулять вместе с ним – общение с вами ему необходимы.
3. Не позволяйте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть на компьютере. Кровавые боевики и фильмы ужасов, даже мультфильмы, где присутствуют убийства, жестокость и пропагандируются боевые искусства – не для вашего ребенка, их нужно полностью исключить. Если вы купили диск с новым фильмом, с начала посмотрите фильм сами и решите, стоит ли показывать ребенку.

 

Симптомы повышенной тревожности
и предрасположенности  к неврозу у взрослых

1. Легко расстраивается, раздражается по пустякам, долго не может прийти
     в себя.
2. Становится все более чувствительным, ранимым и обидчивым.
3. Все труднее контролирует свои чувства и эмоции, появляется чувство вины.
4. Беспокоится и волнуется без причин, становится не терпелив
    и непоследователен в свои действиях и поступках.
5. Видит опасность там, где ее нет, часто сомневается в правильности своих
    решений.
6. Многое воспринимает в мрачном свете, часто ворчит и злится без повода.
7. Возникает разлад с самим собой, внутренний конфликт (недовольство собой).

Наши советы:
 Для снятия нервного напряжения использовать специальные релаксационные приемы и упражнения.
 Следить за своим эмоциональным благополучием, т.к. Ваша тревожность обязательно передается детям.
 Совместные прогулки на свежем воздухе и посещение развлекательных мероприятий укрепят Вашу нервную систему и наладят взаимоотношения с ребенком. Вашему малышу также необходимы нежные объятия и задушевные разговоры перед сном – ваша безусловная любовь.
 Пересмотрите свое отношение к жизни. Расставьте приоритеты. Не пытайтесь объять необъятное.
 Если Вы чувствуете, что сами не справляетесь с ситуацией, обратитесь к медицинским специалистам, психологу.

 

Дорогие родители!
Первый класс – это не только праздник «1 сентября», новые красивые школьные принадлежности и нарядные первоклашки, но и новый, ответственный, сложный период, как в Вашей жизни, так и в жизни Вашего ребенка!
Начало обучения в школе – это огромный стресс для детского организма. Ребенок испытывает большую эмоциональную и физическую нагрузку.
       

Родители! Проявляйте больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки.
Пусть ваш первоклассник знает, что какие бы не возникали трудности и неприятности в школе, дома его всегда поймут, поддержат и помогут!
Будьте рядом и вместе с ним!
Желаем удачи!

 

 

ОПРОСНИК ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ  (ДЖ. ЧЕЙПИ)

Цель: самодиагностика родителя уровня школьной готовности ребенка по 10 шкалам: оценка интеллектуального развития; оценка базового опыта; оценка языкового развития; оценка эмоционального развития; оценка умений общения; оценка физического развития; зрительное различение; зрительное восприятие; зрительная память; оценка отношения к книгам.
Инструкция. Как можно меньше времени задумываясь, ответьте «да» или «нет» на следующие вопросы.
 

Оценка интеллектуального развития
1. Владеет ли ребенок основными понятиями, например: правый/левый, большой/малый, вверх/вниз?
2. Способен ли ребенок понять простейшие случаи классификации, например: вещи, которые могут катиться, и вещи, которые катиться не могут?
3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?
Оценка базового опыта ребенка
6. Приходилось ли ребенку сопровождать Вас на почту, в банк, магазин?
7. Был ли малыш в библиотеке?
8. Приходилось ли ребенку бывать в зоопарке, в деревне, в музее?
9. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать ему истории?
10. Проявляет ли ребенок повышенный интерес к чему-либо, есть у него хобби?
 

Оценка языкового развития
11. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
12. Легко ли ребенку отвечать на вопросы взрослых?
13. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи: щетка, пылесос, холодильник?
14. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под столом?
15. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь произошедший с ним случай?
16. Четко ли ребенок выговаривает слова?
17. Правильна ли речь ребенка с точки зрения грамматики?
18. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию или играть в домашнем спектакле?
 

Оценка уровня эмоционального развития
19. Выглядит ли ребенок веселым (дома и среди товарищей)?
20. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
21. Легко ли малышу переключиться при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
22. Способен ли ребенок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?
 

Оценка умений общения
23. Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
24. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
25. Способен ли ребенок слушать, не перебивая других?
 

Оценка физического развития
26. Хорошо ли ребенок слышит?
27. Хорошо ли он видит?
28. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
29. Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
30. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
31. Выглядит ли ребенок здоровым, сытым и отдохнувшим?
 

Зрительное различение
32. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
33. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова, например боб/поп, кот/год?
Зрительная память
34. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трех картинок, а затем одну убрать?
35. Знает ли ребенок свое собственное имя и хотя бы 6—8 названий предметов, встречающихся в его повседневной жизни?
 

Зрительное восприятие
36. Способен ли ребенок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
37. Понимает ли ребенок, что читают слева направо?
38. Может ли он самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
39. Может ли малыш интерпретировать картинку: сформулировать главную мысль, проследить связи?
 

Уровень слуховых способностей
40. Может ли ребенок рифмовать слова?
41. В состоянии ли он различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес?
42. Может ли ребенок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
43. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
 

Оценка отношения к книгам
44. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
45. Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда ему читают вслух?
46. Задает ли ребенок вопросы о словах и других печатных знаках?
 

Обработка. За каждый ответ «да» начисляется 1 балл, за каждый ответ «нет» - О баллов. Сумма баллов более 35 свидетельствует о достаточном уровне готовности ребенка к обучению в школе.
В заключение правдиво и искренне ответьте на следующие вопросы, которые помогут Вам оценить Ваши взаимоотношения с ребенком.
1. Нравится ли Вам ваш малыш?
2. Слушаете ли Вы, что ребенок говорит?
3. Смотрите ли Вы на малыша, когда он говорит?
4. Стараетесь ли Вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит?
5. Поправляете ли Вы речь ребенка?
6. Позволяете ли Вы ребенку совершать ошибки?
7. Хвалите ли Вы малыша, обнимаете ли Вы его?
8. Смеетесь ли Вы вместе с малышом?
9. Отводите ли Вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним?
10. Играете ли Вы с малышом в какие-нибудь игры?
11. Поощряете ли Вы ребенка в его интересах и увлечениях?
12. Есть ли у ребенка хотя бы одна - две собственные книги?
13. Есть ли у ребенка дома хотя бы одно место (например, полка), которое отведено только ему?
14. Стараетесь ли Вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги?
15. Обсуждаете ли Вы что-нибудь интересное из прочитанного Вами с семьей и с ребенком?
16. Стараетесь ли Вы сказать все за малыша, прежде чем он успеет открыть рот: а) у зубного врача; б) в магазине?
17. Смотрите ли Вы телевизор вместе с ребенком?
18. Задаете ли Вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
19. Ограничиваете ли Вы возможность ребенка смотреть телевизор?
20. Есть ли у ребенка возможность проявлять силу своих мышц в играх, мять, тискать и шлепать глину и т.п., чтобы излить свои чувства в рамках общепринятого поведения?
21. Стараетесь ли Вы ходить с малышом на прогулки по округе?
22. Собираетесь ли Вы сводить ребенка в театр, в зоопарк, в музей?
Ключ: за каждый ответ «почти всегда» начисляется 4 балла, «иногда» — 2 балла, «никогда» —0 баллов. Если сумма ответов более 80 баллов – превалируют эмоционально позитивные отношения с ребенком, способствующие его успешному обучению в школе.

 

 

 

Дата останнього оновлення: 18.11.2014, 13:09

© 2017 Центр розвитку дитини «Лазурний». All rights reserved.
http://www.lazurniy.org.ua/roditelskii-klub/psihologicheskaya-gotovnost-k-shkole.html

Дата останнього оновлення 18.листопада.2014, 13:09

Designed and maintained by Brick technology Ltd.
BRICK | Instant Websites