Центр розвитку дитини «Лазурний»
Центр розвитку дитини «Лазурний» / заклад дошкільної освіти для дітей від 1 до 6 (7) років

 

Дошкільний навчальний заклад (центр розвитку дитини) "Лазурний" Запорізької міської ради Запорізької області
(061) 701-20-07, (061) 270-56-15
infolazurniy.org.ua
м. Запоріжжя, Правий берег,
вул. Дніпровське шосе, 50.
Контактная информация
Как к нам добраться Карта
 

 

Карта сайта

 

Календарь событий
Тиждень
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
35
 
 
 
 
 
1
2
36
3
4
5
6
7
8
9
37
10
11
12
13
14
15
16
38
17
18
19
20
21
22
23
39
24
25
26
27
28
29
30
Сегодня 18.09.2018

 

 

Новости и события по почте

 

 

Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста

Психологические особенности детей младшего дошкольного возраста (4-й год жизни). Адаптация к условиям детского сада. Кризис 3-х – 4-х лет

Вопросы для обсуждения:

  1. Особенности развития по основным параметрам.
    • Познавательная сфера.
    • Коммуникативные навыки.
    • Крупная и мелкая моторика.
    • Сенсорные эталоны.
  2. Психологические особенности возраста
  3. Адаптация к условиям детского сада.
  4. Кризис 3-х лет (с 2,5 – до 4-х)

КАК ВЗРОСЛЕЮТ НАШИ ДЕТИ

Развитие познавательной сферы

Что мы умеем:

  • Строит башню из 9 кубиков.
  • Копирует с модели поезд.
  • Строит по показу мост.
  • Копирует мост с модели.

Чему мы научимся:

  • Строит по показу ворота.
  • Копирует ворота с модели.
  • Копирует простые постройки с образца.

Оценка внимания

Что мы умеем:

  • Находит 8 изображений из 10.
  • Часто повторяет вслух слово, обозначающее изображение.
  • Ищет, опираясь на словесные изображения.
  • Ошибки исправляются самим ребенком при сравнении карточек.

Чему мы научимся:

  • Находит 10 изображений из 10.
  • Легко выполняет задание.

Оценка памяти

Что мы умеем:

Выполняет 5-6 предложенных действий.

Чему мы научимся:

  • Повторяет 4-5 цифр.
  • Повторяет сложные фразы.

Развитие коммуникативных навыков

Что мы умеем:

  • Выполняет задание в действенном плане.
  • Может ошибиться в 1-2 направлениях.

Чему мы научимся:

  • Выполняет все задания.
  • Объясняет то, что от него требуется.

Развитие крупной моторики

Что мы умеем:

  • Может несколько секунд простоять на одной ноге.
  • Поднимаясь вверх по лестнице, ставит по одной ноге на каждую ступеньку.
  • Спускаясь, ставит на ступеньку обе ноги.
  • Прыгает на 2-х ногах.
  • Может ездить на 3-х колесном велосипеде.

Чему мы научимся:

  • Спускаясь по лестнице ставит по одной ноге на каждую ступеньку.

Развитие мелкой моторики

Что мы умеем:

  • Может срисовать окружность, две пересекающиеся линии.
  • Рисует человека («Головонога») без туловища.

Чему мы научимся:

  • Срисовывает крест.
  • Может сравнить 2 линии по длине.
  • Рисует человека: туловище, голову, руки, ноги.

Усвоение сенсорных эталонов

Что мы умеем:

  • Легко выполняет задания на выкладывание, ориентируясь на размер.
  • Пытается строить вертикальные модели.
  • При помощи взрослого может вложить 4 матрешки одна в другую
  • Собирает пирамидку с учетом размера колец

Чему мы научимся:

  • Строит вертикальные модели.
  • Сам себя исправляет.
  • Ориентируется на размер.
  • Самостоятельно собирает 5 матрешек в одну.
  • Правильно собирает пирамидку.

Особенности возраста

Мышление - наглядно-образное (Вижу+запоминаю образ =Думаю образами)

Способ передачи информации – показ реального явления. Объект познания – предметы «здесь и теперь».Способ познания – конструирование и экспериментирование. Условие успешности – развивающая среда + партнёрство со взрослым.

Взрослый -  интересен как источник способов деятельности, партнёр по игре и творчеству.

Общение – ситуативно-деловое. Сверстник  малоинтересен. Начинаются «игры вместе».

Игра – партнёрская или индивидуальная с игрушками. Простые игровые сюжеты со сверстниками.

Речь – связная в стадии формирования. Отвечает на вопрос: «Что делает?». Учится понимать прилагательные. Внимание и память – непроизвольны. Запоминает всё яркое, эмоциональное,  интересное.

Эмоции – сильные, легко переключаются. Высокая эмоциональная отзывчивость на музыку.

Кризис 3-х лет («Я сам») – до 3,5 – 4-х лет. Конфликтный со взрослыми. Высокая чувствительность к физическому дискомфорту.                                                                                                                                                          

Пожелания родителям

  • Дети нуждаются в любви, доброжелательном внимании взрослого и общении с ним.
  • Основной формой речевого общения является диалог.
  • Развивается потребность к доверительному отношению к взрослому и способность почувствовать его эмоциональное состояние.
  • Дети задают много вопросов, которые направлены на поддержание общения со взрослыми («Почемучки»)
  • Побуждайте детей искренне выражать свои чувства, распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние.
  • Воспитывайте интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.
  • Поддерживайте высокую общую самооценку личности ребенка («Я – хороший!»).

Адаптация  детей   к условиям  детского   сада.

  1. Какие бывают трудности при    поступлении в детский сад.
  2. В чем причины   дезадаптации   ребенка.
  3. Как помочь ребенку  период адаптации

Адаптация – «приспособление» к новым условиям. Этот процесс происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях. Приспособление к новым для организма социальным условиям, к новому режиму сопровождается изменениями  в поведении, расстройствами сна и  аппетита, появлениями невротических реакций (энурез, отказ от речи…), снижению иммунитета.

Дезадаптация. Сложная перестройка организма происходит в первый месяц адаптации. Резкий переход и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям, ухудшению здоровья.

Уровни  адаптации:

  1.  Лёгкая степень (до1 месяца) - Аппетит и сон быстро восстанавливаются,  преобладающее настроение – устойчиво-спокойное с положительными  эмоциями.
  2. Средняя (больше 1 месяца) - Сон и аппетит восстанавливаются к концу первого месяца, настроение неустойчивое, частые отрицательные эмоции, обострение хронических и простудных заболеваний.
  3. Тяжёлая (2-3 месяца) – Частые и длительные заболевания, преобладают агрессивно-разрушительные реакции, негативные эмоциональные состояния (крик, плач, подавленность), высокая тревожность.

Факторы   успешной      адаптации

  • Возраст (оптимально 3 года).
  • Состояние здоровья (нет хронических заболеваний).
  • Уровень развития (соответствует возрасту).
  •  Умение общаться со взрослыми и сверстниками (по  возрасту).
  • Сформированность предметных и игровых навыков(умеет пользоваться бытовыми предметами, может занять себя игрушками, умеет в них играть по возрасту).
  • Сформированность элементарных культурно-гигиенических навыков (опрятное поведение за столом, навыки умывания, одевания, пользования горшком).
  • Приближённость домашнего режима к распорядку дня в д/с.

Как родители могут помочь  своему ребёнку   в период адаптации:

  • Расширять круг общения ребёнка. Помочь преодолеть страх перед незнакомыми людьми.
  • Научить играть игрушками (в совместном показе).
  • Развивать подражательность в действиях (попрыгаем   как…).
  • Учить жалеть, делиться, обращаться к другому человеку.
  • Приучать к самообслуживанию, поощрять самостоятельность.
  • Приучать к д/с постепенно, говорить только положительное.
  • Поддерживать дома спокойную обстановку.
  • Быть к ребёнку более внимательными и терпеливыми.

Психологическая готовность ребёнка к д/с

Кроме практических умений, необходима психологическая готовность ребёнка к новым условиям.

  • Психологическая готовность ребёнка к выходу из семьи, к разлуке с мамой.
  • Готовность устанавливать контакты с новыми незнакомыми детьми и взрослыми.
  • Готовность к принятию новых социальных норм и правил поведения.

Распространённая ошибка родителей

  • Убеждённость в том, что скорее ребёнок всему этому научиться  сам  в д/с.

Это ведёт к глубоким переживаниям малыша, его нервному срыву, обидам и разочарованиям. На «жёсткие» для него социальные нормы  срабатывает защитный механизм, проявляющийся в бесконечных соматических        и нервных  заболеваниях.

Лучше адаптируются дети контактных родителей

Ребёнок, который не овладел навыками самообслуживания, но психологически     готовый вступить в более широкий, чем домашний,  круг социальных отношений, привыкает к д/с быстрее своих сверстников, освоивших навыки одевания и принятия пищи, но не знающих, как подойти или обратиться к другому ребёнку или взрослому! 

Не нужно спешить отдавать ребёнка в д/с если у малыша наблюдается:

  • Хроническое заболевание (или частые простудные).
  • Повышенная тревожность.
  • Низкая самооценка (у меня ничего не получится).
  • Пугливость, стеснительность или синдром «хвостика» (невротическая привязанность к маме).
  • Повышенная возбудимость, истеричность

Родителям придётся забрать ребёнка из д/с на какое-то время (сделать перерыв)

Если родители заметили:

  • Стойкое и активное нежелание малыша идти в д/с   в течение 4-6 недель с первых дней посещения.
  • Нарастание агрессивности
  • Возрастная частичная деградация (частичная утрата приобретённых навыков, умений: стал проситься на ручки, просит соску, отказывается ходить на горшок, самостоятельно кушать, речь становиться инфантильной…)
  • Появление невротических признаков (энурез, ночные страхи, бессонница, грызение ногтей, нервные тики…)

Условия  успешной  адаптации:

  1. Предварительное знакомство ребёнка с д/с, с будущими воспитателями, игровыми и специальными помещениями.
  2. Первое впечатление ребёнка о д/с, настрой близких, сопровождающийся только положительными эмоциями.
  3. Наличие у ребёнка любимой игрушки (переходный объект – «проводник»),с которой он привык играть , спать и делиться своими секретами (Она поможет справиться с психологической перегрузкой первых дней адаптации, почувствовать безопасность). Игрушку может заменить  и любой домашний атрибут.
  4. Навыки общения со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
  5. Сформированность предметных, игровых навыков, элементарных навыков самообслуживания.
  6. Речевая активность.

Кризис 3-х лет. Возраст с 2,5 – до 3,5-4-х лет характеризуют как «ТРУДНЫЙ»

  • Меняется модель поведения ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром. Ребёнок начинает отделять себя, своё «Я», от окружающих и близких, проявляет строптивость, упрямство, хочет всё сделать САМ, у него возникает потребность «быть взрослым»: -  идёт становление   его Личности!!! Этот возрастной кризис так и называется: «Я – САМ!!!»
  • Формируются:  параметры психического развития, черты характера, качества успешной личности.

Послекризовое  развитие

Послекризовое развитие ребёнка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрослыми в этот сложный для всех период.

Возможны два варианта:

  1. Если взрослые, в целом, позитивно оценивали личность ребёнка, тактично и аргументировано указывали на недостатки  и промахи, терпеливо и умело поддерживали, хвалили за старание и инициативность, то ребёнок научится гордиться собой, своими успехами.
  2. Если взрослые стремились добиться подчинения любой ценой, наказывали за своеволие, стремились подловить на «фантазиях», то, скорее всего, у ребёнка разовьётся желание противостоять взрослым, добиваясь своего.
    Агрессивность, упрямство, капризы станут чертами его характера.     

Основные признаки  «кризиса 3-х лет»

  • Негативизм – Ребёнок отказывается подчиняться требованиям взрослых, делает всё наперекор, говорит: «Нет», «Не хочу», «Не буду» (Здесь идёт защита своего «Я»)
  • Упрямство – Ребёнок настаивает на своём решении (Требование уважения своей личности, своего мнения)
  • Своеволие–Желание быть независимым от взрослого (Тенденция к самостоятельности, не адекватная возможностям ребёнка)
  • Обесценивание – Ребёнок обзывается, ругается; может сломать любимую игрушку, порвать книжку, обидеть близких (Обесценивание прежних норм поведения и морали, отношения к ранее любимым игрушкам и вещам)
  • Протест-бунт – Повышенная конфликтность ребёнка.
  • Деспотизм – Ребёнок диктует взрослым свои нормы и правила, ревнует к другим детям и членам в семье.

Сталкиваясь с подобными проявлениями детского кризиса, взрослым необходимо помнить, что у ребёнка идёт становление личности: он хочет проявить себя, начинает осознавать себя как отдельного человека со своими желаниями и особенностями (идёт осознание себя как личности), ребёнок познаёт этот сложный мир и  учится самостоятельно строить с ним свои взаимоотношения.

Важно не пропустить этот уникальный момент и помочь Вашему малышу справиться с возникающими проблемами. А для этого Вам самим нужно увидеть в нём самостоятельного человека, который имеет право идти своим путём, быть разумным и счастливым.

Если Вы заметили у  ребёнка признаки кризиса 3-х лет и   ещё не знаете что делать, Вам всегда поможет выбрать правильный путь в воспитании Вашего малыша  психологическая служба центра «Лазурный»

Пожелания  родителям

Ваш ребёнок растёт, познаёт этот сложный мир и учится самостоятельно строить с ним свои взаимоотношения.
Важно не упустить этот уникальный момент его жизни и помочь справиться  ему с возникающими проблемами.
Для этого Вам самим нужно увидеть в своём малыше самостоятельного человека, который имеет право идти своим путём, быть разумным и счастливым.

Мы желаем Вам терпения и мудрости!

 

 

Дата останнього оновлення: 18.11.2014, 13:09

© 2018 Центр розвитку дитини «Лазурний». All rights reserved.
http://www.lazurniy.org.ua/roditelskii-klub/psihologicheskie-osobennosti-detei.html

Дата останнього оновлення 18.листопада.2014, 13:09

Designed and maintained by Brick technology Ltd.
BRICK | Instant Websites