Центр розвитку дитини «Лазурний»
Центр розвитку дитини «Лазурний» / заклад дошкільної освіти для дітей від 1 до 6 (7) років

 

Дошкільний навчальний заклад (центр розвитку дитини) "Лазурний" Запорізької міської ради Запорізької області
(061) 701-20-07, (061) 270-56-15
infolazurniy.org.ua
м. Запоріжжя, Правий берег,
вул. Дніпровське шосе, 50.
Контактная информация
Как к нам добраться Карта
 

 

Карта сайта

 

Календарь событий
Тиждень
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
26
 
 
 
 
 
 
1
27
2
3
4
5
6
7
8
28
9
10
11
12
13
14
15
29
16
17
18
19
20
21
22
30
23
24
25
26
27
28
29
31
30
31
         
Сегодня 20.07.2018

 

 

Новости и события по почте

 

 

Психологические закономерности развития ребёнка 3-го года жизни

Психологические закономерности развития ребёнка 3-го года жизни. Адаптация к условиям детского сада. Кризис 3-х лет. Рекомендации.

Вопросы для обсуждения:

  1. Портрет ребёнка по основным параметрам развития.
  2. Психологические особенности возраста.
  3. Адаптация ребёнка к условиям детского сада.
  4. Кризис 3-х лет.

Я расту и  развиваюсь:

  1. Физическое развитие (прибавка в весе,   росте, способность управлять своим телом).
  2. Развитие крупной моторики (ползание, лазание, хождение, манипуляции предметами).
  3. Развитие мелкой моторики (игры с мелкими игрушками,  складывание пирамидок, пальчиковые игры).
  4. Формирование речи (преобладает пассивная, «понимаю больше, чем говорю»).
  5. Положительная эмоциональная атмосфера – главное  условие взаимодействия с  детьми   раннего возраста. (Речь взрослого, общение)

Основные психологические особенности:

Мышление – наглядно-действенное ( вижу + действую = понимаю)

Способ передачи информации – показ предметов. Объект познания – предметы «здесь и теперь» их внутреннее устройство. Способ познания – разобрать предметы на части, манипулировать ими.

Речь – словосочетаниями. Отвечает на вопросы:  Кто (что) это? 

Учится  понимать глаголы.

Внимание  и память – непроизвольны

(концентрация внимания несколько секунд – до минуты.  Запоминает всё что ярко, эмоционально, интересно). Условие успешности – разнообразная и сменяемая развивающая среда.

Общение – ситуативно-личностное.

Взрослый интересен как источник защиты, помощи и ласки. Сверстник малоинтересен; общение «рядом».

Игра – предметно-манипулятивная, индивидуальная.

Эмоции – сильные, легко переключаются.

Возрастной кризис 3-х лет– Кризис «Я сам» (с 2,5 – до 3,5- 4 лет)

Конфликтный со взрослыми возраст.

Сенситивный (чувствительный) период развития музыкальности.                                                                            

Высокая чувствительность к физическому дискомфорту.

Адаптация  детей   к условиям  детского   сада.

  1. Какие бывают трудности при    поступлении в детский сад.
  2. В чем причины   дезадаптации   ребенка.
  3. Как помочь ребенку  период адаптации

Адаптация – «приспособление» к новым условиям. Этот процесс происходит на физиологическом, психологическом и социальном уровнях. Приспособление к новым для организма социальным условиям, к новому режиму сопровождается изменениями  в поведении, расстройствами сна и  аппетита, появлениями невротических реакций (энурез, отказ от речи…), снижению иммунитета.
Дезадаптация. Сложная перестройка организма происходит в первый месяц адаптации. Резкий переход и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям, ухудшению здоровья.

Уровни  адаптации:

  1. Лёгкая степень (до1мес.) - аппетит и сон быстро восстанавливаются,  преобладающее настроение – устойчиво-спокойное с положительными  эмоциями.
  2. Средняя (больше 1 месяца) – сон и аппетит восстанавливаются к концу первого месяца, настроение неустойчивое, частые отрицательные эмоции, обострение хронических и простудных заболеваний.
  3. Тяжёлая (2-3 месяца) – частые и длительные заболевания, преобладают агрессивно-разрушительные реакции, негативные эмоциональные состояния (крик, плач, подавленность), высокая тревожность.

Факторы успешной адаптации:

  • Возраст (оптимально 3 года).
  • Состояние здоровья (нет хронических заболеваний).
  • Уровень развития (соответствует возрасту).
  • Умение общаться со взрослыми и сверстниками (по  возрасту).
  • Сформированность предметных и игровых навыков(умеет пользоваться бытовыми предметами, может занять себя игрушками, умеет в них играть по возрасту).
  • Сформированность элементарных культурно-гигиенических навыков (опрятное поведение за столом, навыки умывания, одевания, пользования горшком).
  • Приближённость домашнего режима к распорядку дня в д/с.

Как родители могут помочь  своему ребёнку   в период адаптации:

  • Расширять круг общения ребёнка. Помочь преодолеть страх перед незнакомыми людьми.
  • Научить играть игрушками (в совместном показе).
  • Развивать подражательность в действиях (попрыгаем   как…).
  • Учить жалеть, делиться, обращаться к другому человеку.
  • Приучать к самообслуживанию, поощрять самостоятельность.
  • Приучать к д/с постепенно, говорить только положительное.
  • Поддерживать дома спокойную обстановку.
  • Быть к ребёнку более внимательными и терпеливыми.

Психологическая готовность ребёнка к д/с

Кроме практических умений, необходима психологическая готовность ребёнка к новым условиям.

  • Психологическая готовность ребёнка к выходу из семьи, к разлуке с мамой.
  • Готовность устанавливать контакты с новыми незнакомыми детьми и взрослыми.
  • Готовность к принятию новых социальных норм и правил поведения.

Распространённая ошибка родителей

  • Убеждённость в том, что скорее ребёнок всему этому научиться  сам  в д/с.
  • Это ведёт к глубоким переживаниям малыша, его нервному срыву, обидам и разочарованиям. На «жёсткие» для него социальные нормы  срабатывает защитный механизм, проявляющийся в бесконечных соматических и нервных  заболеваниях.

Лучше адаптируются дети контактных родителей

Ребёнок, который не овладел навыками самообслуживания, но психологически     готовый вступить в более широкий, чем домашний,  круг социальных отношений, привыкает к д/с быстрее своих сверстников, освоивших навыки одевания и принятия пищи, но не знающих, как подойти или обратиться к другому ребёнку или взрослому! 

Не нужно спешить отдавать ребёнка в д/с если у малыша наблюдается:

  • Хроническое заболевание (или частые простудные).
  • Повышенная тревожность.
  • Низкая самооценка (у меня ничего не получится).
  • Пугливость, стеснительность или синдром «хвостика» (невротическая привязанность к маме).
  • Повышенная возбудимость, истеричность.

Родителям придётся забрать ребёнка из д/с на какое-то время (сделать перерыв)
Если родители заметили:

  • Стойкое и активное нежелание малыша идти в д/с в течение 4-6 недель с первых дней посещения.
  • Нарастание агрессивности.
  • Возрастная частичная деградация (частичная утрата приобретённых навыков, умений: стал проситься на ручки, просит соску, отказывается ходить на горшок, самостоятельно кушать, речь становиться инфантильной,…)
  • Появление невротических признаков (энурез, ночные страхи, бессонница, грызение ногтей, нервные тики,…)

Условия  успешной  адаптации:

  1. Предварительное знакомство ребёнка с д/с, с будущими воспитателями, игровыми и специальными помещениями.
  2. Первое впечатление ребёнка о д/с, настрой близких, сопровождающийся только положительными эмоциями.
  3. Наличие у ребёнка любимой игрушки (переходный объект – «проводник»),с которой он привык играть , спать и делиться своими секретами (Она поможет справиться с психологической перегрузкой первых дней адаптации, почувствовать безопасность).Игрушку может заменить  и любой домашний атрибут.
  4. Навыки общения со сверстниками и незнакомыми взрослыми.
  5. Сформированность предметных, игровых навыков, элементарных навыков самообслуживания.
  6. Речевая активность.

Кризис 3-х лет. Возраст с 2,5 – до 3,5-4-х лет характеризуют как «ТРУДНЫЙ»

  • Меняется модель поведения ребёнка, его взаимодействия с окружающим миром. Ребёнок начинает отделять себя, своё «Я», от окружающих и близких, проявляет строптивость, упрямство, хочет всё сделать САМ, у него возникает потребность «быть взрослым»: -  идёт становление   его Личности!!!  Этот возрастной кризис так и называется: «Я – САМ!!!»
  • Формируются:  параметры психического развития, черты характера, качества успешной личности.

Послекризовое  развитие

Послекризовое развитие ребёнка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрослыми в этот сложный для всех период.

Возможны два варианта:

  1. Если взрослые, в целом, позитивно оценивали личность ребёнка,тактично и аргументировано указывали на недостатки  и промахи, терпеливо и умело поддерживали, хвалили за старание и инициативность, то ребёнок научится гордиться собой, своими успехами.
  2. Если взрослые стремились добиться подчинения любой ценой, наказывали за своеволие, стремились подловить на «фантазиях», то, скорее всего, у ребёнка разовьётся желание противостоять взрослым, добиваясь своего.
    Агрессивность, упрямство, капризы станут чертами его характера.     

Основные признаки  «кризиса 3-х лет»

  • Негативизм – ребёнок отказывается подчиняться требованиям взрослых, делает всё наперекор, говорит: «Нет», «Не хочу», «Не буду» (Здесь идёт защита своего «Я»).
  • Упрямство – ребёнок настаивает на своём решении (Требование уважения своей личности, своего мнения)
  • Своеволие – желание быть независимым от взрослого (Тенденция к самостоятельности, не адекватная возможностям ребёнка)
  • Обесценивание – ребёнок обзывается, ругается; может сломать любимую игрушку, порвать книжку, обидеть близких (Обесценивание прежних норм поведения и морали, отношения к ранее любимым игрушкам и вещам)
  • Протест-бунт – повышенная конфликтность ребёнка.
  • Деспотизм – ребёнок диктует взрослым свои нормы и правила, ревнует к другим детям и членам в семье.

Сталкиваясь с подобными проявлениями детского кризиса, взрослым необходимо помнить, что у ребёнка идёт становление личности: он хочет проявить себя, начинает осознавать себя как отдельного человека со своими желаниями и особенностями (идёт осознание себя как личности), ребёнок познаёт этот сложный мир и  учится самостоятельно строить с ним свои взаимоотношения.

Важно не пропустить этот уникальный момент и помочь Вашему малышу справиться с возникающими проблемами. А для этого Вам самим нужно увидеть в нём самостоятельного человека, который имеет право идти своим путём, быть разумным и счастливым.

Если Вы заметили у  ребёнка признаки кризиса 3-х лет и   ещё не знаете что делать, Вам всегда поможет выбрать правильный путь в воспитании Вашего малыша  психологическая служба центра «Лазурный»

Пожелания  родителям

Ваш ребёнок растёт, познаёт этот сложный мир и учится самостоятельно строить с ним свои взаимоотношения.

Важно не упустить этот уникальный момент его жизни и помочь справиться  ему с возникающими проблемами.

Для этого Вам самим нужно увидеть в своём малыше самостоятельного человека, который имеет право идти своим путём, быть разумным и счастливым.

Мы желаем Вам терпения и мудрости.

 

 

Дата останнього оновлення: 18.11.2014, 13:09

© 2018 Центр розвитку дитини «Лазурний». All rights reserved.
http://www.lazurniy.org.ua/roditelskii-klub/psihologicheskie-zakonomernosti.html

Дата останнього оновлення 18.листопада.2014, 13:09

Designed and maintained by Brick technology Ltd.
BRICK | Instant Websites