Центр розвитку дитини «Лазурний»
Центр розвитку дитини «Лазурний» / заклад дошкільної освіти для дітей від 1 до 6 (7) років

 

Дошкільний навчальний заклад (центр розвитку дитини) "Лазурний" Запорізької міської ради Запорізької області
(061) 701-20-07, (061) 270-56-15
infolazurniy.org.ua
м. Запоріжжя, Правий берег,
вул. Дніпровське шосе, 50.
Контактная информация
Как к нам добраться Карта
 

 

Карта сайта

 

Календарь событий
Тиждень
Пн
Вт
Ср
Чт
Пт
Сб
Вс
31
 
 
1
2
3
4
5
32
6
7
8
9
10
11
12
33
13
14
15
16
17
18
19
34
20
21
22
23
24
25
26
35
27
28
29
30
31
   
Сегодня 15.08.2018

 

 

Новости и события по почте

 

 

Страх. Чего боятся наши дети

Консультация психолога

  1. Страх. Причины появления страха у детей.
  2. Страх   от  1-го года – до 3-х лет. Причины появления страхов у детей раннего возраста. 
  3. Страх  от  3-х – до 5  лет.  Проявления страха в этом возрасте.
  4. Роль отца в эмоциональном благополучии ребёнка.
  5. Страх  от   5 – до 7  лет. Возрастные проявления страха.
    • Рекомендации для родителей.
    • Страхи детей старшего дошкольного возраста.
  6. Страх  от  7 – до 11 лет. Возрастные проявления страха.
  7. Работа с детскими страхами. Профилактика.
  8. Коррекция детских страхов.
  9. Методы коррекции страха.
  10. Пожелания родителям.
  11. Игры на снятие страха (народные).

СТРАХ – это защитная эмоциональная реакция, которая появляется на угрожающую для жизнедеятельности человека ситуацию, направленная на срабатывание инстинкта самосохранения. Разновидности страха: опасения, переживания, тревожность, испуг, ужас, паника.

Причины появления страха.

  1. Случай, который произошёл с ребёнком в действительности (испугала собака, застрял в лифте, напугал чужой человек,…).  Эти страхи легче всего поддаются коррекции. Если пугающая ситуация больше не повторяется, большинство таких страхов проходит само собой.
  2. Особенности характера ребёнка. Появлению и закреплению страхов содействуют такие черты характера как: личностная тревожность, подозрительность, мнительность, недоверчивость, пессимизм, неуверенность, невротическая  зависимость от близких, болезненность.
  3. Воспитание детей методом запугивания. «Не будешь кушать – заберёт Бабайка!», «Не плач, а то отдам тебя чужой тёте!»,«Не будешь спать,..» и т.д. У ребёнка нет гарантии безопасности и доверия взрослым. Это недопустимо – наказывать ребёнка страхом!!! Лучше объяснить ему, что его поведением сейчас не довольна сама мама, самый значимый и родной для него человек, а не какая-то там Баба-Яга. Это намного действенней!
  4. Тревожные родители. Часто дети боятся не сами по себе, а потому что этого боятся родители. Особенно это прослеживается там, где ребёнок – «кумир семьи», или существует гиперопека  домашних из-за болезненности ребёнка, или от того, что он единственный, поздний…
  5. Детские фантазии. Мир фантазии – это естественная для ребёнка жизненная среда. У кого-то фантазии  развиты сильнее, у кого-то - обычно по возрасту. Этот мир не подвластен контролю  со стороны  ребёнка. Фантазии возникают сами по себе и не слушаются его. Потому-то они и становятся пугающими, страшными. В любом случае, ребёнок сам создаёт свой мир и свои страхи.
  6. Наличие более серьёзной причины – невроза. Если рядом со страхами ребёнка возникает ещё и нарушения поведения: агрессивность, нарушение сна, заторможенность, нервные  тики или заикание, то, скорее всего, у ребёнка неврозоподобное состояние или логоневроз. Так же следует обратить внимание, если страхи ребёнка носят необычный характер или ребёнок видит, или слышит несуществующие в реальности объекты. Во всех  этих случаях следует обратиться к специалистам: медикам или детскому психоневрологу.

Страх  (от 1 года – до 3 лет)

В этом возрасте интенсивно развиваются сознание и речь, координируются движения, совершенствуются исследовательские формы поведения, появляется настойчивость в преодолении трудностей. К 2 годам происходит осознание своего "я", понимание различий между девочками и мальчиками, отношений "взрослый - ребенок - родитель".
Возникающие отношения являются необходимой предпосылкой для развития чувства семьи, чувства человеческой общности.

Формирование подобных психологических понятий возможно только в благоприятных семейных условиях, при эмоциональном контакте и взаимопонимании с обоими родителями, при отсутствии постоянных семейных конфликтов.
Тогда семья становится для малыша надежной защитой и позволяет в полной мере развить и реализовать свои способности и умения.

В эмоционально спокойной и жизнерадостной семье у детей к концу первого года жизни заметно уменьшаются, если они были, слабо выраженные признаки невропатии - следствие тех или иных нарушений во время беременности и родов. Ребенок меньше беспокоится по ночам, крепче спит, не так реагирует на шум, яркий свет, перемену обстановки.

Причины появления страхов у детей раннего возраста.

Всего этого не происходит в тех семьях, где родители конфликтуют между собой, считая, что ребенок слишком мал, чтобы осознать их отношения. Безусловно, дети не понимают, но эмоционально воспринимают конфликт, испытывая острое чувство беспокойства всякий раз, когда неожиданно меняется поведение взрослых. Нужно помнить, что эмоциональное напряжение матери в конфликтной ситуации сразу передается ребенку, неблагоприятно отражаясь на его самочувствии.

Если мать годовалого ребенка очень расстроена, находится в подавленном настроении, не улыбается и почти не разговаривает с ним, но часто приходит в возбужденное состояние и тоскливое настроение, то не удивительно, что малыш капризничает, отказывается от пищи, беспокойно спит днем и ночью, становится вялым, менее жизнерадостным. Как только улучшается настроение матери, он заметно успокаивается и начинает жить своей эмоциональной жизнью.

До 2 лет интересы ребенка целиком сосредоточены на близких людях, на семье, и пока нет особой потребности в общении со сверстниками. При стабильности семейных отношений эмоциональное развитие ребенка находится в безопасности, уменьшая вероятность появления беспокойства и способствуя более адекватному формированию его "я".                                

Изменение сложившихся эмоциональных отношений происходит при рождении второго ребенка. Тогда старший, привыкший к постоянной заботе, может беспокойством и обидой ответить на переключение внимания матери. Чтобы привлечь внимание взрослых, он идет на всякие ухищрения. Одно "срабатывает" лучше всего - стоит заболеть, чего-то испугаться, и мать опять принадлежит ему, ласкает, заботится, уговаривает.

Пример. Когда мальчик испугался, оставшись один при родившейся сестре, мать сразу заволновалась, окружила повышенным вниманием, и он все чаще стал бояться оставаться один, чтобы опять не оказаться в новой, травмирующей для него ситуации эмоционального забвения.

Уже к двум годам дети довольно чутко различают симпатии родителей, плачут от обиды и вмешиваются в разговор взрослых, не в силах перенести отсутствие внимания, "прилипают" к родителям, следуют по пятам, не позволяя долго разговаривать с кем-либо. Налицо ревность - желание безраздельно обладать объектом любви и привязанности, в качестве которого первично выступает мать.

Беспокойство из-за недостатка ее чувств в полной мере отражается во сне, наполняя ужасами исчезновения матери и отсутствия помощи при опасности. Таким образом, ночное беспокойство выступает в качестве тонкого индикатора дневного неблагополучия ребенка, отсутствия уверенности в прочности и незыблемости семейного эмоционального окружения.

Когда нервно и соматически ослабленного ребенка отдают в ясли, часто нарушается его эмоциональный контакт с матерью. Более выражено беспокойство при помещении в ясли у единственных и чрезмерно опекаемых детей, матери которых сами раньше испытывали страх одиночества.

Пример. Беспокойство ребенка еще больше усиливается, если в семье конфликтные отношения, и сама мать находится в состоянии длительного эмоционального стресса, как и произошло с мальчиком 2 лет и 10 месяцев, помещенным в ясли. Он скучал без матери, молча сидел в углу, отказывался от пищи и не мог заснуть. Дома, наоборот, становился возбудимым, капризным, нетерпеливым, чересчур обидчивым и боязливым, то есть требовал к себе повышенного внимания.

В 2 года стал бояться темноты и сказочных персонажей, не отпускал мать от себя, плакал и требовал ее постоянного присутствия. В итоге непереносимого эмоционального перенапряжения ухудшилась речь и появилось заикание.

Дети в возрасте 2-х лет, осознавая свое "я", отделяя себя от окружающих, уже не так односторонне фиксированы на матери. Они всё больше нуждаются в общении с другими членами семьи. Дети этого возраста становятся заметно общительнее и легче вступают в контакт с незнакомыми людьми, однако в семье договориться становится все труднее. Недаром возраст 2-4 лет называют «трудным», возрастом упрямства.

Наступает «кризис 3-х лет», который начинается в 2,5 года. У ребёнка идёт созревание и формирование личности. Часто ребёнок хочет быть самостоятельным, становится упрямым и капризным.

Фактически же речь идет о развитии волевых качеств, противостоящих неуверенности в себе и нерешительности в действиях и поступках. Те родители, которые беспощадно воюют с ребенком, все время ограничивают его самостоятельность или оберегают от любых, даже "неопасных опасностей", рискуют помешать развитию активности на самых ранних этапах, что в дальнейшем способствует появлению страхов.

Если пропустить время для стыковки эмоциональной и волевой сторон развивающейся психики ребенка, то они будут существовать независимо друг от друга. Поведение такого ребенка: - тих, "забит" дома и агрессивен со сверстниками или дома "тиран", а вне –   пугается любых контактов с посторонними людьми, а потому играет всегда один.

Естественно, что предоставлять самостоятельность надо как можно раньше, когда малыш только начинает ползать. Убрав все опасные предметы, родители должны разрешать ему свободно передвигаться по квартире. Самостоятельность всячески поощряется, слово "нет" произносится только в самых необходимых случаях, но зато соблюдается неукоснительно.

И у самих родителей нет испуганного выражения лица, тревожных возгласов, панических криков, драматических реакций и беспрерывных запретов. Они спокойны, потому что знают: все мелкие предметы, которые ребенок может проглотить, уже убраны (потребность все "пробовать на язык" естественна в этом возрасте). Жизнерадостное восприятие жизни родителями, теплое эмоциональное общение с детьми, уважение растущей потребности в независимости и своевременная похвала укрепляют волевую сферу детей, что, в свою очередь, уменьшает вероятность появления страхов.

Страх сказочных героев. В рассматриваемом возрасте, тем не менее, созревают новые страхи. Главным персонажем страшных сновидений чаще всего оказывается Волк. Его зловещий образ часто появляется после слушания сказок, в том числе о Красной Шапочке. Волк снится чаще детям, боящимся наказания со стороны отца. Кроме того, Волк ассоциируется с физической болью, которая возникает при воображаемом укусе острыми зубами.

Последнее весьма существенно, если учесть характерный для детей данного возраста страх перед уколами и болью.
Ближе к 4 годам в кошмарных снах начинает фигурировать и Баба Яга, отражающая проблемы ребенка во взаимоотношениях со строгой матерью, которая недостаточно ласкова, часто грозит наказаниями. Уносящая к себе "плохих" детей и расправляющаяся с ними Баба Яга, приходит из мира, где царят насилие, несправедливость и бессердечие.

Вот почему двухлетние и трехлетние дети всерьез просят иногда родителей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защитить от ночных кошмаров. Обычно роль защитника поручается отцу, если он достаточно сильный в представлении ребенка. Подобные просьбы нельзя считать пустым капризом и игнорировать, так как Волк и Баба Яга, живущие в подсознании ребенка, всегда свидетельствуют о каких-то тревожащих обстоятельствах его жизни, связанных, как правило, с отношениями со взрослыми в семье.

Перенесенный и не осознаваемый ребенком днем ужас или страдание превращают ночь в борьбу с воображаемыми чудовищами, порождаемыми фактически родителями. Если ребенок просыпается ночью от страха и его удается успокоить, убаюкать, то травмирующее влияние кошмарных сновидений выражено меньше.

Заметим, что уже со второго полугодия жизни некоторые эмоционально чувствительные и беспокойные дети нуждаются в том, чтобы их иногда перед сном укачивали, убаюкивали, нежно пели песни, ласково гладили и обнимали. В этом и состоит умение матери создавать малышу эмоциональный комфорт и безопасность, когда он нуждается в этом больше, чем когда-либо.

Если нельзя проснуться во время кошмарного сна и позвать на помощь, то острое чувство беспомощности, ужас перед неотвратимо надвигающейся опасностью наносит психическую травму у повышенно эмоциональных, впечатлительных, а также нервно и физически ослабленных детей. Если они не могут закричать, парализованные страхом, то возникший спазм голосовых связок может проявиться и днем - голос при сильном беспокойстве и в новой обстановке прерывается от волнения, трудно начать говорить. Дополнительным источником такого заикания может быть любое внезапное воздействие, ассоциируемое с типичными для этого возраста страхами перед неожиданными звуками, будь то сигнал машины или лай собаки. 

Волк и Баба Яга символизируют угрозу для жизни, физическое уничтожение, прекращение жизни. Вместе с сильной, внезапно возникающей болью при физических травмах, заболеваниях образы Волка и Бабы Яги предваряют появление психологически мотивированного страха смерти у детей в 6 и 7 лет. Оба этих образа аккумулируют страх перед чем-то совершенно чуждым, отвратительным, агрессивно-бездушным и безжизненным в противоположность близости, нежности, ласковости и сердечности.

Чтобы ночью ребенок спал спокойно, без страшных сновидений, он должен знать, что ему ничто не угрожает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть наполнен движениями, играми, радостью, смехом, новыми, но не чрезмерными впечатлениями. В таком случае и сон будет легкий, светлый.

Не надо укладывать малыша слишком рано или слишком поздно. Иначе он перевозбудится и у него нарушится естественный биоритм сна. Время засыпания должно быть всегда одно и то же, но продолжительность самого сна меняется с возрастом в сторону укорочения.

ВЫВОДЫ

Таким образом, наиболее частым у детей 2-го года жизни является: 1)страх неожиданных звуков (52 % мальчиков и 52 % девочек). На втором месте находится 2)страх одиночества (44 % мальчиков и 34 % девочек), затем идут 3)страхи боли, уколов и связанная с этим боязнь медицинских работников.

В 2 года страхи боли и уколов выдвигаются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи одиночества (у девочек 48 %, у мальчиков 36 %). По сравнению с 1-ым годом уменьшается страх неожиданных звуков (каждый третий мальчик и девочка). Это указывает на уменьшение инстинктивных  страхов, и нарастание страхов, имеющих главным образом условную  природу происхождения (боль, уколы, медработники).

К 2 годам существенно увеличиваются, особенно у мальчиков, 4)страхи перед засыпанием, что связано с более частыми у них кошмарными сновидениями.

Эти  данные показывают повышенную чувствительность детей раннего дошкольного возраста к внезапным и болевым воздействиям, одиночеству и отсутствию поддержки взрослых.

Соответственно всё, что связано с семейными конфликтами, медицинскими манипуляциями, нахождением в больнице или помещением в ясли, может быть существенным источником эмоционального стресса, беспокойства и страхов.
Проблемы детских страхов не существует у тех родителей, которые уверенно и в то же время гибко ведут себя по отношению к детям, учитывают особенности их темперамента, зарождающиеся склонности и интересы, считаются с их "я".

Страхов в первые годы жизни ребёнка всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если:

  1. мать рядом с ребенком,
  2. в семье доминирует отец,
  3. родители не ведут "войну" с упрямством,
  4. развивают, а не подавляют или заглушают тревогой формирующееся "я" ребенка,
  5. сами родители уверены в себе и способны помочь детям в преодолении воображаемых и реальных опасностей.

Страх  (от 3 до 5 лет)

  1. Это возраст эмоционального наполнения "Я" ребенка. Чувства уже обозначаются словами, четко выражено стремление к пониманию, доверию, близости с другими людьми. 
  2. Формируется и чувство общности - понятие "Мы", под которым ребенок подразумевает вначале себя и родителей, а затем себя и сверстников.
  3. Появляются новые чувства: чувство вины и сопереживания. Возрастает самостоятельность - ребенок занимает себя сам, не требует постоянного присутствия взрослых и стремится к общению со сверстниками.
  4. Развиваются фантазии, а вместе с ними и вероятность появления воображаемых страхов.
  5. Интенсивно формируются такие эмоции, как любовь, нежность, жалость, сочувствие и сострадание. Почти в равной степени эти чувства проявляются в отношении обоих родителей, если между ними нет конфликта, и они являются для детей объектом любви. В этом возрасте можно услышать от детей фразы: "Любить меня можно, а не любить нельзя","Если ты меня накажешь, я все равно буду тебя любить".Любовь, таким образом, имеет еще безусловный характер, и родители должны основательно подумать, прежде чем употреблять такие фразы, как: "Я не люблю тебя", "Я не буду с тобой дружить", поскольку они крайне болезненно воспринимаются детьми 3-5 лет и приводят к возникновению у них беспокойства (не всегда внешне проявляемого). В ряде случаев на него указывают нарастающая заторможенность, неустойчивость настроения, повышенная обидчивость и капризность.
  6. Несмотря на чувство любви к обоим родителям (если они не конфликтны с ребенком и друг с другом), заметно эмоциональное предпочтение родителя другого пола, максимально выраженное, как и все эмоциональное развитие, в 4 года. Девочки нежно любят отцов, особенно если походят на них внешне, а мальчики испытывают эмоциональное влечение к матери. Подобный эмоциональный опыт отношений между людьми найдет свое дальнейшее развитие в браке, когда супруги проявят друг к другу те же чувства любви, которые они испытали по отношению к родителям другого пола в детстве.
    Более того, если в детстве были проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителем другого пола, то это, при прочих равных условиях, будет способствовать возникновению проблем, трений, конфликтов в браке, то есть во взаимоотношениях с другим полом. Здесь может быть чрезмерное, избыточное ожидание ответных чувств любви, неосознаваемая персонификация (отождествление) супруга(и) по образу и подобию матери (отца) или желание воспроизвести в браке привычный стиль семейных отношений в детстве.

В этом возрасте недостаточная эмоциональная отзывчивость родителя другого пола порождает беспокойство, неустойчивость настроения и капризность как средство привлечения внимания.

С этой целью детьми могут быть непроизвольно использованы:

  1. страхи, особенно возникающие перед сном. Тогда родители должны лишний раз посидеть, поговорить, погладить, тем самым уделить внимание, не быть такими строгими, формальными и принципиальными, как днем.
    Но и без этого в 3-5 лет часто встречается отмеченная нами триада страхов:
  2. страх одиночества,
  3. страх темноты,
  4. страх замкнутого пространства.
  5. Добавляется  в этом возрасте и распространённые воображаемые страхи: страх сказочных героев
  6. Страх перед засыпанием. Ребенок не остается один при засыпании, постоянно зовет мать, в комнате должен гореть свет (ночник) и необходимо, чтобы дверь была полуоткрыта. При невыполнении хотя бы одного из этих условий беспокойство сохраняется, и сон не наступает. Волнение может проявиться и в связи с ожиданием страшных (кошмарных) снов.

Во всех случаях многое зависит от умения родителей не создавать из этих возрастных страхов лишней проблемы, вовремя успокоить детей, нежно поговорить с ними и не настаивать на незамедлительном, безотносительно к их переживаниям, выполнении своих требований. Да и днем не быть отдаленными от детей. Позаниматься немного с ними, поиграть, сказать пару теплых слов – и тогда не будет лишней «нервотрепки» с укладыванием спать.

Страх замкнутого пространства. Вне сна ребенок может испугаться тесного помещения, особенно когда он внезапно остается один или его оставляют в качестве наказания в закрытой комнате, где еще и мало света. У детей могут возникнуть нервные тики лица и тела, заикание.

Здесь заикание появляется  под влиянием типичных в данном возрасте страхов одиночества, темноты и замкнутого пространства. К тому же одиночество, как и темнота, уже само по себе представляет аналог замкнутого пространства.   

Страх сказочных героев. Дети до 3-х лет  боятся во сне Волка и Бабы Яги. В возрасте 3-5 лет эти персонажи выходят из сна, населяя днем воображение эмоционально чувствительного и впечатлительного ребенка. К ним присоединяются:  Бармалей,  Карабас-Барабас и прочие столь же нелицеприятные личности в сказках.

Наиболее частые страхи перед Бабой Ягой, Кощеем и Бармалеем - у мальчиков в 3 года, у девочек в 4 года, Мальчики, следовательно, раньше начинают реагировать на опасность, исходящую от чудовищ, а девочки чаще их боятся.
Перечисленные персонажи в известной мере отражают страх наказания или отчуждения родителей от детей при недостатке столь существенных в данном возрасте любви, жалости и сочувствия. Тогда антиподом доброй, ласковой, любящей матери, которая не кричит, не угрожает, духовно и физически красивой, является образ Бабы Яги: - "Баба Яга страшная, а ты красивая".

Потребность в ласке и любви заставляют детей бояться Бабы Яги, подбегать ночью к матери и тревожно спрашивать: "А ты не станешь Бабой Ягой?", или просить ее: "Сделай ласковое лицо, не сердись, пожалей меня, поцелуй меня, а не то ты превратишься в Бабу Ягу".

После 3 и особенно 4 лет у Бабы Яги появляются партнеры: Кощей Бессмертный и Бармалей. Общее у них: черствость, зло и коварство. Как и Баба Яга, Кощей - скряга, жадный, высохший от зависти и злости. Воплощая собой наказание, оба сказочных персонажа появляются в воображении детей, боящихся быть наказанными, поскольку Баба Яга уносит непослушных детей для расправы к Кощею. Оба они образуют семейную пару антиродителей, принимающих участие в "воспитании" эмоционально впечатлительных, внушаемых и упрямых детей.

Психологически защитная функция образов Бабы Яги и Кощея состоит в том, что ребенок пока еще не питает устойчивых агрессивных чувств к родителям. Чаще всего эти образы возникают у детей, как раз эмоционально привязанных к родителям. Вместе с тем отношение некоторых родителей к своему ребенку может стать  достаточно недружественным и агрессивным.

Поскольку эмоционально чувствительные дети не могут оставаться безразличными к такому поведению родителей, в то же время, испытывая потребность любви к ним, то страхи перед образами Бабы Яги и Кощея как раз вытесняют все отрицательное, что есть в родителях. Следовательно, эти образы в какой-то мере полезны, они  нейтрализуют конфликт родителей и детей, а сам факт появления подобных страхов служит нередко его единственным выражением.

Драматический оттенок приобретают страхи у тех детей, родители которых   воспринимают их как обузу или же не удовлетворены полом детей.

Пример: Родители хотели мальчика, и потому эмоциональность, чувствительность дочери, ее желание приласкаться - такое естественное для девочки –  раздражало  родителей. Они были не только чересчур строгие, но и наказывали  физически, особенно этим отличался отец, считавший себя "неполноценным" из-за рождения дочери, то есть, оба родителя относились к ней так, словно она была непослушным и упрямым мальчишкой.

К тому же, в семье жила деспотичная бабушка, изматывавшая внучку нескончаемыми советами и предписаниями. Постепенно девочка, по словам родителей, становилась все более возбудимой, капризной, нетерпеливой и упрямой. Пришлось обратиться к специалистам  за консультацией. Девочка не считала взрослых строгими и не испытывала к ним недружелюбных чувств. Но в игре обнаруживала панический страх перед Бабой Ягой и Кощеем, а из животных продолжала, как и раньше, бояться Волка. На вопрос, почему же она не боится медведя, отвечала, что он добрый.

Остальные сказочные персонажи были, в ее представлении, недобрыми, жестокими, что непроизвольно связывалось с подобным отношением к ней в семье.

У детей этого возраста наиболее яркие: -  страхи одиночества, нападения и сказочных персонажей, причем у мальчиков в большей степени, чем у девочек. Ребенок, оставшись один, без поддержки родителей, испытывает чувство опасности и инстинктивный страх перед угрожающими его жизни сказочными персонажами.

Другими словами, он не чувствует себя настолько защищенным, чтобы противостоять в воображении отрицательному воздействию сказочных персонажей.

Активное участие отца в жизни семьи и воспитании детей способно оказать самое положительное влияние на развитие эмоциональной и волевой сферы детей.

Роль отца в эмоциональном благополучии ребёнка.

Потребность в защите со стороны отца от воображаемой опасности у ребёнка 3- летнего возраста:-  "Папа нужен для того, чтобы убить волка и лису". Уверенное, спокойное, любящее поведение отца, служащее примером для детей, способно стабилизировать их психическое развитие уже тем, что у матери отпадет необходимость в тревожной опеке, и она будет выражать свои чувства перед ребенком более спокойно и непосредственно, способствуя вместе с отцом развитию его активности и самостоятельности.

Если же отцы не выполняют подобную роль в семье и у них нет эмоционального контакта с детьми, особенно с сыновьями, то тревожная мнительность некоторых матерей, продолжающих чрезмерно опекать своих взрослеющих детей, неблагоприятно отражается на дальнейшем формировании их характера. Тогда в подростковом возрасте наблюдается  тревожно-мнительные черты характера в виде неуверенности и страха при ответах в школе, неумения постоять за себя, защититься от нападения, быть инициативным, ровным и непосредственным в общении со сверстниками.                                                  

Страхов значительно меньше у детей, имеющих возможность общения  со сверстниками.

Тогда у детей раскрывается вся палитра эмоций, приобретаются навыки защиты, адекватного восприятия неудачи и гибкость поведения в целом. В этом отношении гораздо лучше лишний раз сходить на детскую площадку и постараться через совместную игру наладить взаимодействие детей разного пола, чем посетить врача с единственной целью получения очередной дозы транквилизаторов для неконтактного и боязливого, с точки зрения родителей, ребенка.

Нужен здесь не транквилизатор, а активизатор - сверстники и собственная активность родителей, своевременно поддерживающих и развивающих инициативу детей и играющих с ними.

Способствует страхам и более чем благополучная атмосфера в семье, но с чрезмерной опекой, постоянным нахождением рядом взрослых, предупреждением каждого, самостоятельного шага ребенка. Всем этим непроизвольно подчеркивается, что он слабый и беззащитный перед окружающим его миром, полным неизвестности и опасности.

Не дает сформироваться адекватной психологической защите от страхов и слишком уступчивое, нерешительное поведение родителей, постоянно сомневающихся в правоте своих действий и уже этим обнаруживающих непоследовательность своих требований и решений.

Страх  (от 5 до 7 лет)

Одной из характерных особенностей старшего дошкольного возраста является:

  1. интенсивное развитие абстрактного мышления,
  2. способность к обобщениям, классификациям,
  3. осознание категории времени и пространства,
  4. поиск ответов на вопросы: «Откуда всё взялось?», «Зачем люди живут?»
  5. формирование опыта межличностных отношений  (умение принимать и играть роли, предвидеть и планировать действия другого, понимать его чувства и намерения). Отношения с людьми становятся более гибкими, разносторонними и в то же время целенаправленными.
  6. формирование системы ценностей (ценностные ориентации) и  чувства дома, родства, понимания значения семьи для продолжения рода.

До 5-летнего возраста мальчики могут торжественно заявлять матери о своем желании жениться на ней, когда вырастут, а девочки – выйти за отца. А уже с 5 до 8 лет «женятся» или «выходят замуж» уже в основном за сверстников, воспроизводя, таким образом, в игровой ситуации форму отношений взрослых.

Для детей старшего дошкольного возраста характерны общительность и потребность в дружбе. Заметно преобладание в группе детского сада общение со сверстниками того же пола, принятие в среде которых имеет существенное значение для самоутверждения и адекватной самооценки.

У 6-летних детей уже развито понимание, что кроме хороших, добрых и отзывчивых родителей есть и плохие. «Плохие» – это не только несправедливо относящиеся к ребенку, но и те, которые ссорятся и не могут найти согласия между собой.
Отражение этого можно  найти  в типичных для возраста: страхах перед чертями как нарушителями социальных правил и сложившихся устоев, а заодно и как представителями потустороннего мира.

В большей степени подвержены боязни чертей  - послушные дети, испытавшие характерное для возраста чувство вины при нарушении правил или  предписаний по отношению к значимым для них авторитетным лицам.

Возрастные  проявления страхов

  • В 5-летнем возрасте характерны навязчивые повторения "неприличных" слов,
  • в 6-летнем - детей одолевают тревога и сомнения в отношении своего будущего: "А вдруг я не буду красивой?", "А вдруг меня никто не возьмет замуж?",
  • в 7-летнем - наблюдается мнительность: "А мы не опоздаем?", "А мы поедем?", "А ты купишь?"

Возрастные проявления навязчивости, тревожности и мнительности сами проходят у детей, если родители жизнерадостны, спокойны, уверены в себе, а также, если они учитывают индивидуальные и половые особенности своего ребенка.

РЕКОМЕНДАЦИИ:

  1. Следует избегать наказаний за неприличные слова, терпеливо объясняя их неприемлемость и одновременно предоставляя дополнительные возможности для снятия нервного напряжения в игре. Помогает и налаживание дружеских отношений с детьми другого пола, и здесь не обойтись без помощи родителей.
  2. Тревожные ожидания детей рассеиваются спокойным анализом, авторитетным разъяснением и убеждением.
  3. В отношении мнительности самое лучшее - не подкреплять ее, переключить внимание ребенка, побегать вместе с ним, поиграть, вызвать физическое утомление и постоянно самим выражать твердую уверенность в определенности происходящих событий.

Исключительным авторитетом у старших дошкольников пользуется родитель того же пола. Ему во всем подражают, в том числе привычкам, манере поведения и стилю взаимоотношений с родителем другого пола, которого по-прежнему любят. Подобным образом устанавливается модель семейных взаимоотношений.

Эмоционально теплые отношения с обоими родителями возможны только при отсутствии конфликта между взрослыми, поскольку в этом возрасте дети, особенно девочки, очень чувствительны к отношениям в семье (как, впрочем, и к отношению других значимых для них людей)

Авторитет родителя того же пола уменьшается из-за эмоционально неприемлемого для ребенка поведения и неспособности стабилизировать обстановку в семье. Тогда, в воображаемой игре "Семья", дети, особенно девочки, реже выбирают роль родителя того же пола. У них  нет стремления все делать, как "папа" или "мама". Они пытаются быть только собой или выбирать роль родителя другого пола, что в обоих случаях нетипично в старшем дошкольном возрасте.

Если в силу разных причин в детстве имеют место проблемы, трения, конфликты во взаимоотношениях с родителем того же пола, то это способствует, в дальнейшем, появлению проблем, трений, конфликтов в воспитании собственных детей.
Пример.  Так, если девочка испытывала в детстве авторитарное влияние матери, то, став сама матерью, будет, в чём-то, подчеркнуто, строга и принципиальна с ребенком, что вызовет у него реакцию протеста или невротические расстройства.
Мальчик, лишенный положительного влияния отца, может не стать отцом для своего сына и не передаст  ему свой адекватный опыт полоролевого поведения и защиты от повседневных опасностей и страхов.  

К тому же, развод родителей у детей старшего дошкольного возраста оказывает большее неблагоприятное воздействие на мальчиков, чем на девочек. 

Недостаток влияния отца в семье или его отсутствие способны в наибольшей мере затруднить у мальчиков формирование соответствующих полу навыков общения со сверстниками, вызвать неуверенность в себе, чувство бессилия и обреченности перед лицом пусть и воображаемой, но заполняющей сознание опасности.

Наличие постоянной воображаемой угрозы указывает на отсутствие психологической защиты, не сформированной из-за отсутствия адекватного влияния отца.

Невозможность идентификации с ролью отца у мальчиков при наличии беспокойной и гиперопекающей матери – это естьсемейная ситуация, способствующая уничтожению активности и уверенности в себе.

К страхам приводят и неоправданная строгость, жестокость отца в отношениях с детьми, физические наказания, игнорирование духовных запросов и чувства собственного достоинства.

Вынужденная или сознательная подмена мужской роли в семье властной по характеру матерью не только не способствует развитию у мальчиков уверенности в себе, но и приводит к появлению несамостоятельности, зависимости, беспомощности, являющихся питательной почвой для размножения страхов, тормозящих активность и мешающих самоутверждению.

Если такой мальчик, вырастая, вступает в брак и становится отцом, то нередко он не испытывает отцовских чувств к сыну, не понимает его мальчишеских потребностей, не участвует активно в жизни семьи (подобно тому, как вел себя отец в свое время) и нередко передает свои неизжитые опасения ребенку.

При отсутствии идентификации с матерью и у девочек может теряться уверенность в себе. Но в отличие от мальчиков они становятся скорее тревожными, чем боящимися. Если к тому же девочка не может выразить любовь к отцу, то уменьшается жизнерадостность, а тревожность дополняется мнительностью, что приводит в подростковые годы к депрессивному оттенку настроения, ощущению своей никчемности, неопределенности чувств, желаний.

СТРАХИ детей старшего дошкольного возраста

В 5-7 лет часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Причем сам факт осознания смерти как непоправимого несчастья, прекращения жизни происходит чаще всего именно во сне: «Я гуляла в зоопарке, подошла к клетке льва, а клетка была открыта, лев бросился на меня и съел» (отражение, связанных со страхом смерти, страхов нападения и животных у девочки 6 лет), «Меня проглотил крокодил» (мальчик 6 лет). Символом смерти является вездесущая Баба Яга, которая во сне гоняется за детьми, ловит их и бросает в печку (в чем и преломляется, связанный со страхом смерти, страх огня).

Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем школьном возрасте.

В 5-7 лет сновидения воспроизводят настоящие, прошлые (Баба Яга) и будущие страхи. Косвенно это указывает на наибольшую насыщенность старшего дошкольного возраста    с т р а х а м и.

В страшных снах отражается и характер отношения родителей, взрослых к детям: 

Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Его возникновение означает осознание необратимости в пространстве и времени происходящих возрастных изменений. Ребенок начинает понимать, что взросление на каком-то этапе знаменует смерть, неизбежность, которая вызывает беспокойство как эмоциональное неприятие рациональной необходимости умереть. Так или иначе, ребенок впервые ощущает, что смерть – это неизбежный факт его биографии.

Как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о болезнях, о том, что кто-то умер и с ним (ребенком) тоже может что-то случиться. Если ребенок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.  

Страх смерти - своего рода нравственно-этическая категория, указывающая на известную зрелость чувств, их глубину, и поэтому наиболее выражена у эмоционально чувствительных и впечатлительных детей, обладающих к тому же способностью к абстрактному, отвлеченному мышлению. 

Страх смерти относительно чаще встречается у девочек, что связано с более выраженным у них, в сравнении с мальчиками, инстинктом самосохранения. 

Зато у мальчиков прослеживается более ощутимая связь страха смерти со страхами чужих, незнакомых лиц ( начиная с 8 месяцев жизни), то есть мальчик, боящийся других людей, будет более подвержен страху смерти, чем девочка, у которой нет такого резкого противопоставления.

Страх смерти тесно связан со страхами нападения, темноты, сказочных персонажей (более активно действующих в 3-5 лет), заболевания и смерти родителей (более старший возраст), жутких снов, животных, стихии, огня, пожара и войны.
Последние 6 страхов из перечисленных выше наиболее типичны именно для старшего дошкольного возраста. Они, как и ранее перечисленные, имеют своей мотивацией угрозу для жизни в прямом или косвенном виде. Нападение со стороны кого-либо (в том числе животных), равно как и болезнь, может обернуться непоправимым несчастьем, увечьем, смертью. То же относится к буре, урагану, наводнению, землетрясению, огню, пожару и войне как непосредственным угрозам для жизни. Это и оправдывает данное определение страха как аффективно заостренного инстинкта самосохранения.

При неблагоприятных жизненных обстоятельствах страх смерти способствует усилению многих связанных с ним страхов.

Пример.  Девочка 7 лет после смерти любимого хомячка стала плаксивой, обидчивой, перестала смеяться, не могла смотреть и слушать сказки, так как от жалости к героям плакала навзрыд и долго не могла успокоиться.

Главным же было то, что она панически боялась умереть во сне, как хомячок, поэтому не могла заснуть одна, испытывая от волнения спазмы в горле, приступы удушья и частые позывы в туалет. Вспомнив, как мать однажды сказала в сердцах: "Лучше бы мне умереть", девочка стала бояться и за ее жизнь, в результате чего мать была вынуждена спать вместе с дочерью.

Здесь, случай с хомячком пришелся как раз на возрастной максимум страха смерти, актуализировал его и привел к непомерному разрастанию в воображении впечатлительной девочки.

В других случаях можно  столкнуться  с боязнью ребенка опоздать - в гости, в детский сад и т. д. В основе страха опоздать, не успеть лежит неопределенное и тревожное ожидание какого-либо несчастья. Иногда подобный страх приобретает навязчивый, невротический оттенок, когда дети мучают родителей бесконечными вопросами-сомнениями вроде: "А мы не опоздаем?", "А мы успеем?", "А ты придешь?".

Непереносимость ожидания проявляется в том, что ребенок "эмоционально перегорает" до наступления какого-то определенного, заранее намеченного события, например, прихода гостей, посещения кино и т. д.

Чаще всего навязчивый страх опоздания присущ мальчикам с высоким уровнем интеллектуального развития, но с недостаточно выраженными эмоциональностью и непосредственностью. Их много опекают, контролируют, регламентируют каждый шаг не очень молодые и тревожно-мнительные родители. К тому же матери предпочли бы их видеть девочками, а к мальчишескому своеволию относятся с подчеркнутой принципиальностью, нетерпимостью и непримиримостью.

Обоим родителям свойственны обостренное чувство долга, трудность компромиссов в сочетании с нетерпеливостью и плохой переносимостью ожидания, максимализмом и негибкостью мышления по типу - "все или ничего". Как и отцы, мальчики не уверены в себе и боятся не оправдать внушенных завышенных требований родителей.

Навязчивый страх опоздать - это симптом болезненно заостренного и фатально неразрешимого внутреннего беспокойства, т. е. невротической тревоги, когда прошлое пугает, будущее тревожит, а настоящее волнует и озадачивает.

Невротической формой выражения страха смерти является навязчивый страх заражения. Обычно это внушенный взрослыми страх болезней, от которых, по их словам, можно умереть. Подобные опасения падают на благодатную почву повышенной возрастной чувствительности к страхам смерти и расцветают пышным цветом невротических страхов.
Пример.  Девочка, 6 лет, жила с мнительной бабушкой. Однажды она прочитала (уже умела читать) в аптеке о том, что нельзя есть пищу, на которую сядет муха. Потрясенная столь категоричным запретом, девочка стала испытывать чувство вины и беспокойства за его неоднократные "нарушения". Боялась оставлять пищу, ей казалось, что на ее поверхности находятся какие-то точки. Охваченная страхом заразиться и от этого умереть, без конца мыла руки, отказывалась, несмотря на жажду и голод, пить и есть в гостях. Появились напряженность, скованность и "уверенность наоборот" - навязчивые мысли о предстоящей смерти от случайного употребления зараженной пищи. Причем угроза смерти воспринималась буквально, как нечто вероятное, как кара, наказание за нарушение запрета.                                

Комментируя этот случай, можно отметить то, что девочка была  психологически незащищенная со стороны родителей и имела уже высокий уровень тревожности, подкрепленный  беспокойной и во всем опекающей бабушкой.

Советы родителям

Чтобы не возникало подобного рода случаев, лучше не подвергать психику эмоционально - чувствительных, впечатлительных, нервно и соматически ослабленных детей дополнительным испытаниям, таким как:

  1. операция по удалению аденоидов (есть консервативные способы лечения),
  2. болезненных медицинских манипуляций без особой необходимости,
  3. и отрыва от родителей или  помещения на некоторое время  в "оздоровительный" санаторий и т. п.
    Но это не должно означать  создание для них искусственной среды, устраняющей любые трудности и нивелирующей собственный опыт неудач и достижений. Всё должно быть в меру и соответственно ситуации, и исходя из индивидуальных особенностей развития детей этого  возраста

Страх (от 7 до 11 лет)

Для детей 7-11 лет характерно уменьшение эгоцентрической и увеличение социоцентрической направленности личности (изменение позиции ребёнка  с эгоистической на значимость мнения социального окружения). С 6-7 лет ребенок идет в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это способствует более активному развитию нравственных сторон личности.

  1. Социоцентрическая  направленность личности и  возросшее чувство ответственности  проявляются  - в заметном преобладании страха смерти родителей по отношению к "эгоцентрическому" страху смерти себя.
  2. Связанные со страхом смерти страхи нападения, пожара и войны продолжают быть выраженными, как и в старшем дошкольном возрасте.
    К моменту поступления в школу у детей наблюдается уменьшение страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школьника. Страх смерти трансформируется в страх смерти родителей, а в подростковом возрасте - в страх войны.
    Если в дошкольном возрасте преобладают страхи, обусловленные инстинктом самосохранения, то в подростковом возрасте преобладают социальные страхи как угроза благополучию индивида в контексте его отношений с окружающими людьми.
    Страх и боязнь - удел преимущественно дошкольного, а тревожность и опасения - подросткового возраста. В младшем школьном возрасте страх и боязнь, тревожность и опасения могут быть представлены в одинаковой степени.
  3. Ведущий страх в данном возрасте - это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Другими словами, это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья.
    Конкретными формами страха "быть не тем" являются страхи сделать не то, не так, неправильно, не так, как следует, как нужно. Они говорят о нарастающей социальной активности, об упрочении чувства ответственности, долга, обязанности, то есть о том, что объединено в понятие "совесть", как центральное психологическое образование данного возраста.
    Совесть неотделима от чувства вины как регулятора нравственно-этических отношений еще в старшем дошкольном возрасте. Рассмотренные ранее страхи "не успеть", "опоздать" и будут отражением преувеличенного  чувства вины из-за возможного совершения осуждаемых взрослыми, прежде всего родителями, неправильных действий.

Если в младшем школьном возрасте не будет сформировано умение оценивать свои поступки с точки зрения социальных предписаний, то в дальнейшем это будет весьма трудно сделать, так как упущено самое благоприятное время для формирования социального чувства ответственности.

Но страх несоответствия - удел не каждого школьника. Здесь многое зависит от установок родителей и учителей, их нравственно-этических и социально-адаптивных качеств личности. Можно, опять же, "перегнуть палку" и связать детей таким количеством правил и условностей, запретов и угроз, что они будут бояться, как кары небесной, любого невинного для возраста, тем более случайного, нарушения поведения, получения не той оценки и, более широко, любой неудачи.

Закодированные таким образом младшие школьники будут находиться в состоянии постоянного психического напряжения, скованности и, нередко, нерешительности из-за трудностей своевременного, не контролируемого свыше, самостоятельного принятия решений

Недостаточно развито чувство ответственности и у детей "безалаберных", скользящих по поверхности родителей, у которых "все хорошо" и "нет проблем". Полное отсутствие чувства ответственности характерно для детей родителей с хроническим алкоголизмом, ведущих к тому же асоциальный образ жизни. Здесь не только генетически ослаблен инстинкт самосохранения, но и психологически повреждены социально-правовые устои жизни в обществе.

Имеет место и задержка развития чувства ответственности в случаях психического инфантилизма и истерии, когда ребенок вследствие чрезмерной опеки и отсутствия ограничений настолько отвыкает от самостоятельности и ответственности, что при любой попытке заставить его думать самостоятельно, действовать инициативно и решительно обнаруживает сразу же реакции протеста и негативизма.

Часто встречаемой разновидностью страха "быть не тем" – будет страх опоздания в школу, то есть опять страх не успеть, получить порицание, более широко это страх социального несоответствия и неприятия. 

Большая выраженность этого страха - у девочек, и она  не случайна, так как они раньше, чем мальчики, усваивают социальные нормы, в большей степени подвержены чувству вины и более критично (принципиально) воспринимают отклонения своего поведения от общепринятых норм.

Работа с детскими страхами. Профилактика детских страхов

Лучшее средство профилактики детских страхов - взаимопонимание родителей и детей. А это возможно только в том случае, если родители понимают причины происходящих в детях возрастных перемен и в соответствии с ними меняют свое отношение к детским проблемам.

Профилактику детских страхов следует начинать с того момента, когда вы узнаете о беременности. К сожалению, ребенок переживает все стрессы матери вместе с ней. Поэтому очень важно, чтобы будущая мать находилась в гармоничной атмосфере, чтобы ничто ее не пугало и не тревожило. Дети с повышенным уровнем тревожности рождаются у родителей, для которых они не были желанными, или у «очень занятых» родителей. Если у вас ответственная работа, сдача экзаменов, защита диссертации, а то и просто началось выяснение отношений, что требует не меньше нервных затрат, чем все вышеперечисленное, то этим можно заниматься и до родов. Но беременной лучше, всё-таки, слышать и видеть только приятное, смотреть в будущее со спокойной уверенностью и радостно ожидать появления самого дорогого существа, растущего внутри нее благодаря волшебству любви.

Для спокойствия ребенка очень важно, чтобы родители и другие лица, имеющие отношение к воспитанию ребенка, выработали единые правила. В противном случае ребенок никак не может понять, что можно, а что нельзя, поскольку, например, с папой можно есть мороженое на улице зимой, а с мамой почему-то нет. С бабушкой нельзя носиться по дому и перепрыгивать через стулья, зато с дедом можно прыгать на диван даже со шкафа. В общем, никак не понять этих взрослых. Соответственно, и другие запрещенные вещи ребенок постарается попробовать сделать, как только окажется вне поля зрения взрослого, который говорит, что этого делать нельзя.

Идеальный вариант профилактики страхов - участие отца в детских играх, его присутствие в то время, когда дети учатся ходитъ. Отцы, как правило, более спокойно относятся к неизбежным падениям и лёгким травмам ребёнка. Хорошо, если оба родителя одинаково ведут себя в этой ситуации достаточно хладнокровно.

Ребенка до 5 лет нежелательно оставлять на ночь одного в комнате. По крайней мере, мать должна быть с ребенком рядом в момент засыпания, почитать ему книгу, рассказать сказку, спеть колыбельную. Тогда у него безболезненно пройдет период, когда он особенно склонен бояться темноты, одиночества и закрытых пространств. Укладывать ребенка спать лучше всего в 9 вечера, ни в коем случае не позднее 10-ти.                                                                    

За час перед сном надо перейти от энергичных активных игр к спокойному времяпрепровождению, иначе перевозбужденный ребенок просто не в состоянии будет уснуть. Точно также ребенок не сможет уснуть, если уложить его слишком поздно. Он будет одновременно испытывать и перевозбуждение, и усталость, а в результате ему может присниться какой-нибудь кошмар.

Лучшая профилактика страха засыпания и кошмарных снов - дать ребенку нагуляться и наиграться днем в активные игры, набегаться и напрыгаться. Тогда вечером он уснет, как только его голова коснется подушки. И если в комнате, где он спит, не будут выяснять отношения или смотреть фильмы ужасов, пусть даже и на минимальной громкости, то ребенок прекрасно выспится, встанет утром бодрым и в прекрасном настроении.

Взаимопонимание и тесный контакт с ребёнком.

Самая большая ошибка, которую допускают взрослые, - попытка скрыть свои переживания от детей. Мы живем в неидеальном мире, и наша семья может быть далека от идеала. Предстоит ли вам развод или один из супругов страдает алкогольной зависимостью - ребенок не слеп и не глух, он может не понимать ситуацию до конца, но от этого страдает не меньше и нуждается в нашей помощи и поддержке. Те родители, которые находят в себе мужество и силы поговорить с ребенком, объяснить, что они собираются расстаться, но он, ребенок, в этом никак не виноват и с ним никто не разводится, избавляют ребенка от многих страхов.

Особенно хорошо, если родители не обвиняют друг друга, а говорят, что папа хороший и мама хорошая, но с течением лет их интересы и взгляды на жизнь настолько разошлись, что они просто не могут жить вместе без конфликтов, а потому решили  разойтись. Но, при этом, они оба продолжают любить своего ребенка, никогда не перестанут быть его родителями, не перестанут общаться с ним и заботиться о нем. Конечно, ребенку потребуется время, чтобы принять ситуацию, ему придется пережить не лучшие дни в своей жизни, но в результате он успокоится, и у него не будет причин для тревоги и страха

Почти никогда не видят кошмарных снов и не страдают от навязчивых страхов дети, уверенные в себе и своих силах. Таких детей, конечно, могут критиковать и наказывать, но не забывают и хвалить. Родители с удовольствием подчеркивают их достижения, будь то первые пять шагов подряд без опоры и без падения, красиво нарисованная картинка или решенная задача. Дети постоянно слышат в свой адрес: "Молодец! Как у тебя хорошо получается!" Им доверяют такие "взрослые" дела, как ответ на телефонный звонок, передача денег водителю за проезд, мытье посуды или покупка упаковки сока. А потом благодарят за выполненное задание и радуются, что в доме есть такой помощник или помощница. На неудачах внимания не заостряют. Купил вместо апельсинового сока яблочный? Ничего, этот тоже вкусный, только в следующий раз будь, пожалуйста, внимательнее. Разбилась тарелка? К счастью! Ребенок ощущает себя сильным, умелым и полезным членом семьи. На такой почве страхи не растут, а если и появляются какие-то случайные, ветром занесенные, то чахнут на корню.

Меньше подвержены страхам дети, которым родители дают свободу, в том числе и свободу принятия решений, с которыми проводят достаточно много времени, играют, ходят на прогулки, в театры, парки аттракционов, которых принимают и любят такими, какие они есть, со всеми их недостатками и несовершенствами

Коррекция детских  страхов.

Самое важное - не отмахиваться от детских страхов, а относиться к ним с вниманием и пониманием.

  1. Ребенок не перестанет бояться темноты, даже если вы сто раз повторите ему, что в квартире нет ничего опасного и страшного. Ему страшно, и точка. Никакая логика тут не поможет, страх необъясним по своей природе.
    Пример. Если ребенок боится привидений и поэтому не может заснуть, приобретите на рынке пару симпатичных веников (в хозяйстве пригодятся - не дома, так на даче) и вечером уточните у малыша, где именно прячется привидение. Скорее всего, оно прячется в большом шкафу. Откройте шкаф, старательно "поработайте" там веником, приговаривая: "А ну-ка, противное привидение, выходи из шкафа и улетай из нашего дома, не то мы тебя вениками отшлепаем! И не вздумай возвращаться!" Попросите ребенка помочь, а когда он подключится, не забывайте повторять: "Не смей пугать моего сыночка (доченьку), живи себе в лесу, а тут наш дом, тут тебе не место!" Выметите вениками подоконник, откуда "улетело" привидение, закройте окно и уверенно скажите: "Видишь, малыш, как оно нас напугалось? Это потому что у нас волшебные березовые веники. Теперь ты можешь засыпать спокойно: привидение к нам ни за что не вернется: мы подоконник вымели, и оно дорогу забыло".
  2. Если ребенка мучают ночные кошмары и он просыпается с криком ужаса, конечно, мы подойдем к нему, успокоим, скажем, что это всего лишь сон. Но будить ребенка, пока он не проснулся сам, НЕЛЬЗЯ. Глубокий сон подобен гипнотическому трансу, резкий выход из него может сильно напугать, нарушить нервное равновесие. Если ребенок мечется на постели, кричит, плачет, но при этом не просыпается, не будите его и ни в коем случае не пытайтесь обнять и прижать к себе. Вы ведь не видите его сон. А что, если во сне ребенка преследует монстр и вот - вот его схватит? И тут очень "кстати" ваши объятья... Для него-то это все происходит во сне!
    Пример. Попробуйте поговорить с ребенком. Назовите его по имени, скажите: "Ниночка, папа рядом, все хорошо". Если ребенок вступит с вами в диалог, постарайтесь вести диалог "параллельно сну" и включиться в сон, как в игру. Вы можете не получить ответы  от ребёнка, но достаточно будет того, что характер сновидения изменится к лучшему, кошмар прекратится, и вы услышите спокойное сонное сопение. Тогда можете уснуть и вы.
    Кошмарные сны чаще снятся впечатлительным, тонко чувствующим и эмоционально ранимым детям, склонным брать на себя ответственность за происходящее и вину за неудачи.
    Лучше всего приниматься работать над детскими страхами, пока ребенок еще дошкольник. Младший школьный возраст также благоприятен для этой работы. У старшего возраста страхи закрепляются, наслаиваются один на другой, становятся перекрестными. В итоге мы зачастую с трудом разбираемся в том, где причина, а где следствие, что значительно усложняет работу по излечению детей от страхов.
  3. Прежде чем пытаться снять страх, необходимо уточнить, нет ли подобного страха у родителей. Если страх передан ребенку родителями или другими людьми, то есть является в некотором роде внушенным, с ним можно работать с помощью рисования или своеобразного " драматического кружка ", где можно изобразить или разыграть в ролях пугающие события, которые происходят в итоге со счастливым концом.
  4. Детские страхи, в которых виновато чрезмерно развитое и богатое, порой "необузданное", воображение, можно снять с помощью того же самого воображения, которое этот страх и породило, как в примере с изгнанием привидения. В рисунке или игровой постановке ребёнок может изобразить свой страх и с помощью взрослого придать ему комическую окраску или счастливое разрешение проблемы 
  5. Страх перед наказанием, нотациями взрослых.
    Есть дети, родители которых стараются воспитывать их по «последнему слову в педагогической науке». Никаких бездумных игр, только развивающие. Никаких чрезмерных эмоций и проявлений чувств. Объятья и поцелуи относятся к категории "сюсюканья" и потому неприемлемы. Да и зачем все это, если растет настоящий «мужчина» или самодостаточная «женщина»? Таких детей постоянно критикуют как родители, так и бабушки с дедушками. Они всегда «все делают не так и ничего не умеют». Всё это негативно отражается в душе у ребёнка, в его поведении, в его страхах.
    Таким образом, ребенок живет в постоянном страхе перед нотациями и наказаниями, причем далеко не всегда понимает, за что его ругают или наказывают. Он боится собственных родных, боится опять сделать что-то не так, боится вообще что-то делать. И боится всего окружающего мира, поскольку не ходит в детский сад и испытывает проблемы в общении со сверстниками и другими взрослыми.
    Здесь родителям необходимо пересмотреть своё отношение к ребёнку, по-иному расставить акценты.
  6. Сложнее обстоит с исцелением от страхов, причиной которых стал испуг (собака, прививка, незнакомый взрослый, глубокий водоём…)
    Страхи от пережитого могут перерасти в невроз, могут начать сниться  кошмары. Это как раз один из неблагоприятных случаев, когда ребенок "обрастает" комплексом страхов и нуждается в длительном лечении. Лечение в таких случаях не подразумевает прием фармацевтических препаратов. "Лекарства" от страха совершенно другие...
    Сначала родителям нужно  перестроить свое отношение к страхам ребёнка. Нужно перестать говорить ему, чтобы он не боялся, и называть его трусом. Вместо этого нужно показать, что они понимают его страхи и сочувствуют.
    Пример. Если ребёнок испугался собаки, то можно подарить ему маленького и беззащитного щенка, за которым можно так не страшно и трогательно ухаживать: кормить, играть, обучать правилам поведения дома и водить на прививки. Кстати, здесь ребёнок возможно и сам избавиться от страха перед прививками.

Методы коррекции детских страхов

  1. Рисование.
    Изучение детских рисунков позволит взрослым  лучше понимать внутренние переживания ребёнка. Именно в рисунках, привлекая творчество, малыш борется со своими страхами. Тема рисунка может задаваться и взрослым: «Чего я боюсь», «Что меня напугало», «Что страшного мне приснилось»…В детском рисунке можно увидеть как выглядит для ребёнка его страх и помочь ребёнку справиться с этим переживанием, победить страх или переключить его на комичное разрешение ситуации. А можно просто порвать рисунок или сильно его заштриховать, или совсем стереть ластиком, таким образом справившись с проблемой.
  2. Сказкотерапия.
    Тексты сказок вызывают у детей большой эмоциональный отклик. Потому взрослым необходимо так выложить содержание придуманной или изменённой, и уже известной сказки, чтобы ребёнок почувствовал себя храбрым, сильным и смог противостоять своим страхам. А во время прослушивания «страшных» сказок (детские «страшилки») или отдельных страшных эпизодов, ребёнок учится уменьшать интенсивность своих страхов; тогда и его эмоциональный мир становится более гибким и насыщенным.
  3. Музыкотерапия.
    Музыка успокаивает, бодрит и подавляет негативные эмоции. Правильно подобранная музыка успокаивает, расслабляет ребёнка, отвлекая его от сильных переживаний и страхов.
  4. Танцевальная терапия.
    Метод, в котором сочетаются движения тела и влияние музыки. Он так же отвлекает ребёнка от переживаний и страхов, позволяет понимать язык своего тела , учит умению контролировать свои чувства и эмоции.
  5. Системный подход в терапии  искусством.
    Один из наиболее эффективных методов. Сочетание нескольких приёмов и техник для профилактики и коррекции страхов позволит ребёнку быстрее и эффективнее справиться со своими переживаниями и переключиться на позитивную, жизнерадостную деятельность и игру.
  6. Игротерапия.
    Ребёнок, принимая активное участие в игре, переступает порог своего страха и стеснительности, получает неоценимый опыт «побед» и «поражений». Копирование любимых героев или участников жизненного действия в игре помогает ребёнку побороть свой страх и «отработать»  (прожить) пугающий момент с уже положительным результатом. Пугающий объект в игре может стать комичным или беспомощным, когда сам ребёнок превращается в сильного и смелого героя.  
    Снимать страхи помогает игра.
    Когда ребенок встречается в игре с травмирующей его ситуацией, он относится к ней менее драматично, чем в реальной жизни. К тому же в игре у него есть возможность "примерить" на себя разные роли, в том числе и роль пугающего его персонажа (волка, Кащея,..). Ребенок приучается брать инициативу в свои руки, берет на себя ответственность за происходящее и самостоятельно принимает решения. В процессе игры он учится овладевать своими эмоциями. Смоделированная ситуация помогает ребенку найти решение проблемы вопреки страху, преодолеть страх, в нем пробуждаются азарт и воля к победе. Немалую роль играет и поддержка, предоставляемая другими участниками игры или значимыми взрослыми.

Необходимые условия для того, чтобы игра была успешной:

  • не расписывать заранее роли, не давать разъяснений, как себя вести и что делать;
  • всем участникам игры вести себя естественно и непосредственно;
  • участвующие в игре взрослые ни в коем случае не должны вмешиваться в нее со своими советами и назиданиями;
  • когда заканчивать игру и сколько нужно играть, диктует ребенок, ведь игра    рассчитана именно на него.

ПОЖЕЛАНИЯ  РОДИТЕЛЯМ

  1. Когда мы имеем дело с детскими страхами, необходимо иметь в виду, что ребенок живет настоящим моментом. Его эмоции сменяются достаточно быстро, но при этом они далеки от того, чтобы быть поверхностными. Ребенок ощущает и переживает всем своим существом, оттого его эмоции столь интенсивны и глубоки. Поэтому потеря любимой игрушки для маленького ребенка равносильна потере близкого человека, как бы кощунственно это ни звучало, и он переживает это как настоящую трагедию. Для него это событие и есть настоящая трагедия.
    У ребенка нет нашего опыта жизни, ничто не подсказывает ему, что ситуация может измениться в лучшую сторону, что все в жизни преходяще. Для него каждое горе безысходно, пока он его переживает. А пережив его, может о нем совершенно забыть.
  2. Ребенку очень важно иметь возможность свободно выражать свои чувства. И если такая возможность у него есть, страхи приходят и уходят в соответствии с особенностями возраста. Если же ее нет, ребенок "обрастает" страхами, как днище корабля ракушками, и в какой-то момент тяжесть "ракушек" начинает со страшной силой тянуть ко дну, не дает ему выплыть. И здесь нужна наша "скорая помощь". Если ее не окажется рядом, личность ребенка может "искривиться", даже приостановиться в развитии.
  3. Чтобы помочь ребенку, нужно видеть мучающие его страхи его глазами, а не глазами взрослого человека. Нельзя запрещать ему бояться, тем более бранить и подвергать наказаниям. Он и так уже напуган. Страх - это вовсе не проявление слабости, не вредность и не упрямство. Страх нельзя игнорировать, он вряд ли исчезнет сам по себе. "Своих врагов надо знать в лицо". Так что лучше всего взглянуть страху в лицо, хорошенько его рассмотреть, понять причины его возникновения, проработать их и распрощаться со страхом.
    Бессмысленно оберегать ребенка от грозящих ему опасностей и страхов, которые мерещатся тревожным родителям на каждом шагу. Ему предстоит жить в сложном мире, и чем раньше он начнет постигать его, тем лучше. Дети, которых чрезмерно опекают, чью самостоятельность ограничивают, исходя из принципа "как бы чего не вышло", живут в иллюзорном мире и испытывают шок при первом же столкновении с реальной действительностью.

Игры на снятие страхов (народные)

Эти игры  помогут снять заторможенность, скованность и страхи (темноты, замкнутого пространства, новой незнакомой ситуации общения)

  1. «Жмурки»
    Цель: Преодолеть страх внезапного влияния темноты и замкнутого пространства.
    Правила игры. Ребёнку завязывают глаза. Несколько раз вращают его вокруг себя  и он должен поймать вытянутыми вперёд руками, а потом и опознать играющих. Игроки не двигаются с места, но могут приседать или нагибаться, уклоняясь от водящего в полной тишине.                                     
    Время игры – 10-15 минут.
  2. «Прятки»
    Цель: Преодолеть страх темноты и замкнутого пространства, а так же  страх  остаться одному.
    Правила игры.  Взрослый или несколько игроков прячутся в темноте или  в потаённых местах комнаты, а ребёнок-водящий, отсчитав определённое количество времени, начинает их искать. Найдя всех спрятанных, ребёнок меняется с ними местами и теперь уже прячется сам.
    Если ребёнок не сразу сможет спрятаться в тёмных местах комнаты, тогда сделайте вид, что вам самим страшно заглядывать в такие места и вы не будете никого там искать. Через некоторое время ребёнок, который раньше не мог оставаться один и боялся темноты, с удовольствием спрячется именно там - в тёмной комнате, тёмном шкафу или под кроватью. Поэтому, найдя ребёнка в таком месте, обязательно похвалите его – ведь он преодолел своё страх! 

Как правило, страхи приходят и уходят с возрастом, не усиливаясь и не задерживаясь, если взрослые, рядом с которыми живет ребенок, уверены в себе, а в семье изо дня в день спокойная и стабильная обстановка. Ребенок, ощущающий любовь взрослых, слышащий похвалы в свой адрес и уверенный в том, что получит поддержку в нужный момент, быстро "перерастает" свои страхи.  

Психолог  центра « Лазурный»: Николаева Ирина Анатольевна.
30.

 

 

Дата останнього оновлення: 18.11.2014, 13:09

© 2018 Центр розвитку дитини «Лазурний». All rights reserved.
http://www.lazurniy.org.ua/roditelskii-klub/strah-chego-boyatsya-nashi-deti.html

Дата останнього оновлення 18.листопада.2014, 13:09

Designed and maintained by Brick technology Ltd.
BRICK | Instant Websites